31.05.2018

Евгений Козлов: «Свои идеи нужно защищать»

Сегодня одному из старейших членов РПСМ – старшему механику Евгению Козлову исполнилось 90 лет. От имени Российского профессионального союза моряков Евгения Александровича поздравили председатель Дальневосточной региональной организации РПСМ  Николай Суханов и инструктор Владимир Козорез.

Работать Евгений Козлов начал с 13 лет в 1941 году. Его семья жила в нескольких десятках километрах от Горького на станции Горбатовка. Тринадцатилетний Женя прибавил себе возраст, сказал, что ему уже 16, чтобы попасть на железную дорогу учеником ремонтного рабочего.

Через год мать Евгения, учительница, настояла, чтоб он вернулся в школу. По окончании 9 классов в 1946 году Женя поехал поступать в Батумское мореходное училище. После успешного завершения учебы в 1950 году приехал по распределению во Владивосток и устроился в Дальневосточное морское пароходство дизелистом. Первый свой рейс совершил на большом пассажирском теплоходе «Ильич», где только машинная команда насчитывала 21 человек. Затем Евгений работал на торговых судах «Радищев», «Успенский», «Федосеев» и дорос от младшего дизельного механика до старшего.

В 1957 году осуществилась его заветная мечта – повидать свет, ведь в советские времена даже для моряка было не так просто попасть за границу. В тот год Никита Хрущев направил десяток пароходов в Индонезию, где после национализации флота остро не хватало и судов, и моряков. Пароход Козлова проработал в Индонезии 9 месяцев.

За многие годы ни на одном судне, где механиком был Евгений, не произошло никаких серьезных поломок машины. Другие теплоходы той же серии становились на ремонт, а его подопечные все бегали по волнам. «Я знал главное: чем питать двигатель и чем его смазывать», – так просто определяет свой профессиональный секрет Евгений Александрович.

В 1959 году он принял новый грузовой т/х «Зайсан». Это была какая-то неудачная серия судов, с ними часто случались аварии. Капитан «Зайсана» осторожничал, сдерживал ход. Но у механика был другой взгляд на вещи, он сумел объяснить, как избежать опасности: «Я понял, в чем проблема: если кислые продукты попадают в масло, оно теряет свои функции. Сидели втроем в кают-компании – капитан, помполит и я. Показал им расчеты и диаграммы, рассказал, что вахта знает все признаки опасности и следит за работой машины». Капитан убедился, что механик знает, о чем говорит, и распорядился прибавить ход со словами: «Делайте, только бумажки эти берегите». Козлов был твердо уверен в своей теории, и безупречная работа судового двигателя ее подтвердила. На тот момент он по-настоящему увлекался маслами, понимал суть всех происходящих в двигателе процессов, а для этого нужно было знание химии, большой опыт работы с дизелями.

«Свои идеи нужно защищать», – говорит Евгений Александрович. Он постоянно доказывал свою правоту начальнику пароходства, предлагал использовать только импортное топливо, которое по составу гораздо лучше подходило для безопасной работы двигателей, но к нему не очень-то прислушивались. Тогда Козлов написал статью в журнал «Морской флот». Там идеи дальневосточного механика оценили, прислав гонорар в 300 рублей – большие деньги по тем временам. А на «Зайсане» он проработал без проблем до 1970 года.

В 1975 году Евгений Козлов перевелся на работу в Приморское морское пароходство, где ходил старшим механиком на танкерах «Грибин», «Абакан», «Актюбинск». В 1989 году вышел на пенсию в шестьдесят с небольшим, сил было еще много, вполне мог работать, но не поладил с молодым капитаном. Какой-то период перебивался на берегу, пришлось даже поработать сторожем, слесарем в ЖКО, а потом устроился в Находкинскую базу активного морского рыболовства на электроход «Каминский» вахтенным механиком. Природная любознательность помогла быстро разобраться в работе непривычного автоматизированного судна. Через несколько лет он окончательно ушел на заслуженный отдых, продолжал принимать активное участие в общественной деятельности.

Евгений Александрович часто вспоминает свои морские годы, желает всем, кто в море, долгих лет и семь футов под килем.


↑ 

Наверх