25.04.2018

«Росатом» создает цифровую модель безэкипажного судна для Арктики

Специалисты предприятия госкорпорации «Росатом» Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) ведут разработку цифровой модели безэкипажного судна (БЭС), которое поможет повысить эффективность морских перевозок в Арктике. В конце марта проект БЭС был представлен на совещании в Агентстве стратегических инициатив.

– При создании цифровой модели безэкипажного судна станет возможным получить существенные улучшения в конструкции корпуса, отказаться от надстройки, разместить в носовой части грузовой трюм, экипажа, исключить системы обеспечения жизнедеятельности. Также можно увеличивать площади грузовых отсеков и увеличить сроки плавания судна,  говорит представитель ядерного центра.

Кроме того, по оценкам специалистов, 60-80% всех инцидентов на судах происходит по вине экипажа, а ущерб от допущенных ошибок в судовождении оценивается в 1,5 миллиона долларов в день. По плану автономное судоходство должно разрешить эту проблему. Именно поэтому в настоящее время в мире обозначилось повальное направление по созданию безэкипажных судов. В этой области свои разработки ведут Великобритания, которая планирует реализовать свой проект в 2019 году; Норвегия, рассчитывающая к концу 2018 года запустить электрическое автономное БЭС на небольшие расстояния для речных перевозок. Занимаются этой темой также Нидерланды, Франция и Китай, а также группа компаний в Евросоюзе.

Однако в РПСМ уверены, что полная и безоговорочная безопасность при эксплуатации беспилотных судов до сих пор остается под большим вопросом, который во многом заключается в способности выполнять аварийный ремонт на борту судна и реагировать на прочие непредвиденные обстоятельства в море. На практике реализация такого сложного проекта будет сопряжена с рядом трудностей и навряд ли представители отрасли откажутся от экипажей на борту своих судов. Наравне с безопасностью не меньше вопросов вызывает и юридический аспект. Так, на сегодняшний день любое судно, находящееся в открытом море без экипажа на борту, считается бесхозным. А на урегулирование правовых вопросов в рамках судоходства по всему миру может уйти не один десяток лет.

Источник: ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх