18.04.2018

У рыбака – своя звезда

Брошенный экипаж т/х «Tukula»  (IMO 8038182, флаг Самоа) до сих пор находится в Уолфиш-Бей, Намибия. Как известно, неделю назад рыбаки обратились в РПСМ с жалобой на задолженность по зарплате с января 2017 года. После судно посетили сотрудники консульства РФ и, выяснив, что хоть зарплата и не выплачивается, но на ближайший месяц у экипажа есть вода и еда, быстро успокоились и репатриировать граждан России не спешат.

Работодателем является намибийская компания «Brandberg Namibia Investments Co (Pty) Ltd», за которой маячит тень бизнеса из России. Законодательство на борту намибийское, условия контракта – соответствующей юрисдикции.

Выходит вот как: если моряки-граждане РФ (хоть и под иностранным флагом)  оказались в иностранном порту без средств на возвращение, то они  имеют безусловное право на билет за счет государства РФ. Вытекает оно из обязательств нашего государства, согласно Международной Конвенции «О труде в морском судоходстве»

Однако на рыбаков, попавших в схожую ситуацию, международные обязательства РФ и государственное финансирование не распространяются. Они могут лишь ссылаться на Постановление Правительства РФ №370 от 31.05.2010 «О помощи гражданам РФ за границей», относящееся ко всем гражданам РФ, которые оказались на территории иностранного государства в бедственном положении. Но! В Постановлении сказано, что государство может обеспечить возвращение лишь в том случае, если обстоятельства угрожают жизни потерпевшего. А если не угрожают, то звони родственникам или кредиторам, а МИД РФ не напрягай. Примерно такой ответ получил экипаж от консульства РФ в Намибии.

И это не хорошо и не плохо. Это факт: рыбаки, граждане РФ по сравнению с моряками находятся за рамками международных прав, обусловленных Конвенцией. Консульские работники сухо обобщили параметры, в которых обитает экипаж: воды на борту - на месяц, еды – на две недели, свет есть, гальюны работают, насчет билетов пишите родственникам.

Неугомонные рыбаки всё равно отправили очередное послание, а ещё раньше, при содействии Калининградской региональной организации РПСМ, обратились в «Морскую Миссию» в  Уолфиш-Бей и подписали доверенность адвокату, обещавшему арестовать судно буквально на днях.

На этом фоне калининградский круинг, нанимавший часть экипажа, уверяет, что судовладелец не отказывается от своих обязательств по зарплате и репатриации (в смысле, не отказывается на словах). Мол, компания «Brandberg» тоже попала, когда не получила квоту на вылов в водах Намибии, ну и посыпалась: долги по судоремонту, поставкам, бункерам, а тут ещё и «гастарбайтеры» из РФ. По словам круинга, который ссылается на слова судовладельца, в конце мая траулер перейдёт к новому владельцу, за счет чего всем будет хорошо, и граждане РФ вернутся домой.

Между тем, Уолфиш-Бей плавно превращается в отстойную гавань проблемных рыбаков. И сегодня там, помимо горемычной «Tukyla», базируется траулер «Galileo» прежде он был «Sheriff», и его экипаж взывал из тех мест за помощью в получении зарплаты. Теперь у него судовладелец вроде бы другой, но не менее проблемный – «Pescatlant».

Кстати, на днях сюда подошёл ещё и известный РПСМ по ряду причин «Veracruz». Прямо какой-то фестиваль наблюдается. Ответить на вопрос «кто виноват?» будет сложно. Потому что у рыбаков с «Tukula» добротные и тщательно прописанные, с точностью до отдельно взятого пая, контракты. Думается, какие-то «хорошие» бумажки были и на «Galileo», и на том же «Veracruz». Вероятно, рыбакам перед рейсами все же следует гуглить, гуглить и ещё раз гуглить своих работодателей. Они, как выяснилось, отнюдь не моряки в смысле обеспечения международными правами. Но, конечно, лучший вариант – это свой профсоюз. Или хотя бы консультации с тем профсоюзом, куда они, в случае чего, привыкли обращаться.   

© Вадим Мамонтов, КРО РПСМ

↑ 

Наверх