22.03.2018

Навигация – это искусство (Часть 2)

«Сколько себя помню – всегда хотел стать моряком. Почему – не могу сказать, но тянуло к морю всегда», говорит ледовый лоцман, капитан с тридцатилетним стажем и старший инструктор Морского УТЦ ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова Игорь Злодеев. На то, чтобы постигнуть искусство проводки судов во льдах, у него ушёл не один десяток лет, и теперь он с удовольствием делиться своим опытом с окружающими.

НА ПОДФЛАЖНЫХ СУДАХ

В Мурманском морском пароходстве капитан проработал вплоть до распада Советского союза, затем стал трудиться под удобными флагами. На своём первом подфлажном судне «Фортуна-3» капитан совершил «кругосветку»: за пять месяцев прошёл от испанской Сеуты к Латинской Америке, затем к Южной Африке, в Шри-Ланку, Индонезию, Малайзию и, пройдя Суэцким каналом, вернулся обратно в Средиземное море и опять попал в Сеуту.

– Причём получилось весьма интересно: когда мы первый раз заходили в Сеуту на бункеровку, нас швартовал местный лоцман. А когда вернулись туда через пять месяцев, проводку судна совершал тот же лоцман! Он очень обрадовался своим старым знакомым, – смеётся Игорь Злодеев.

Всего за 40 лет плавания удалось посмотреть 116 стран, но не всегда рейсы проходили легко и беззаботно. Если кто-то считает, что самыми опасными для моряков являются районы ледового плавания, он ошибается: риски могут возникнуть везде. Игорь Злодеев сталкивался с десятиметровыми волнами в Атлантическом океане и был свидетелем пиратского нападения в Аденском заливе, куда часто совершал рейсы в 2010-х. Самый опасный «коридор» суда проходят в составе конвоя, который возглавляет военный корабль. В один из таких проходов пираты, замаскировавшиеся под рыбаков, на маленьких судёнышках напали на шедший в хвосте тихоходный балкер. Забраться на судно им не удалось: на борту были военные десантники, которые сделали несколько предупредительных выстрелов по воде, и интерес пиратов тут же пропал.

– Жизнь моряка связана с постоянными рисками и лишениями, – говорит капитан. – Но я прекрасно понимал, какую профессию выбрал, и люблю её до сих пор, несмотря ни на что.

ЖИЗНЬ НА БЕРЕГУ

В 2013 году Игорь Злодеев пришёл в Макаровку на курсы для продления диплома, где столкнулся с бывшими коллегами и однокурсниками, которые теперь преподают в alma mater. В порядке товарищеской взаимовыручки он помог с переводом на английский несколько лекций для иностранных студентов. Так его заметили и пригласили работать в УТЦ. Игорь Михайлович предложение принял, но с условием: хотя бы один месяц в году он будет выходить в море. И вот уже пять лет он готовит морских специалистов к плаванью в ледовых условиях. Вводные лекции капитан начинает с определения самого понятия навигации, данного ей британским адмиралтейством. «Навигация – это искусство перемещения судна из одной точки в другую вне видимости берегов», – говорит он, и, обведя взглядом аудиторию, добавляет от себя: «А ледовая навигация является наивысшим видом этого искусства».

Игорь Злодеев не только читает лекции, но и ведёт практические занятия. Большинство из них проходят на крупнейшем в стране ледовом навигационном тренажёре Крыловского государственного научного центра (КГНЦ). Это совместный проект КГНЦ и Морского УТЦ ГУМРФ. Кроме того, капитан – один из авторов современных программ обучения экипажей судов плаванию в полярных водах, которые составлены на основании требований Полярного кодекса, рекомендаций Международной морской организации (IMO) и получили аккредитацию в ряде морских классификационных обществ. А в 2016 году Игорю Злодееву было присвоено почётное звание «Инструктор года».

– Работа на берегу имеет свои преимущества. Во-первых, мне уже 69 лет, возраст такой, что долго находиться в море стало тяжеловато. Во-вторых, я могу больше времени проводить со своей женой, Валентиной. Да и к дочке, если что, можно приехать в любое время. Раньше она жила с нами в Петербурге, но потом переехала в Москву, – рассказывает Игорь Злодеев.  

И всё же море Игорь Михайлович не оставил. Во время Арктической навигации (летом-осенью) он работает ледовым лоцманом на Северном морском пути. В ноябре 2017 года ему довелось провести по СМП один из крупнейших в мире газовозов ледового класса «Борис Вилькицкий», построенный по заказу компании Dynagas для проекта «Ямал-СПГ». Капитан суперсовременного газовоза, как весь комсостав, до выхода в первый арктический рейс прошли обучение по программам подготовки к плаванию в полярных водах в УТЦ ГУМРФ им. адмирала Макарова. Но одно дело – проходить ледовые поля на тренажёре, и совсем другое – встретиться с ними в реальности. Потому Игорь Злодеев и помогал своему коллеге выбирать безопасный путь через арктические льды. В результате переход  завершился благополучно на рейде порта Мурманск.  Игорь Михайлович в очередной раз успешно выполнил свою работу, а капитан газовоза приобрёл бесценный опыт арктического плавания.

– Ледовый лоцман – редкая должность, но в последние годы востребованная в связи с увеличением перевозок по СМП, – рассказывает Игорь Злодеев. – Она появилась в России с тех пор, как правительство разрешило проходить по СМП иностранным судам. У зарубежных моряков опыт работы во льдах, особенно в Арктическом регионе, невелик или вообще отсутствует. Навигационные карты и пособия издаются пока только на русском языке, на нём же общаются экипажи ледоколов и пограничные посты. Вот им и требуется опытный человек, который может провести судно. Даже наши молодые ребята часто не имеют опыта работы в ледовых условиях, ведь после развала СССР арктические рейсы стали редкостью. Так и появилась профессия ледового лоцмана: это, как правило, моряки моего возраста, которые и в Арктике много работали, и для выхода в рейс обладают достаточным здоровьем. Возможно, лет через десять, когда многие экипажи получат соответствующий опыт плавания во льдах, эта профессия исчезнет. Но пока она есть, и я рад, что занимаюсь ею.

 Как творец всегда стремится создать новое произведение, так и настоящего Капитана с большой буквы тянет к морской стихии.

 – Стать капитаном – очень непросто, ещё сложнее – быть им. Когда ты кадет и только начинаешь свой путь, ты ещё не понимаешь этого, осознание приходит позднее,  – говорит Игорь Злодеев. – Работа капитана – это особенный, тяжёлый труд, требующий интеллектуального напряжения: нужно держать в голове такие параметры, как ветер, течение, приливы-отливы и прочее. Не стоит забывать и о его Величестве человеческом факторе. Причём, помнить обо всём нужно постоянно – чтобы даже разбуди тебя ночью, ты представлял, где находится теплоход, что происходит и что следует предпринять. А если попадаешь в незнакомую обстановку, то может, придётся и импровизировать. Мне кажется, что это действительно искусство, овладеть которым может не каждый человек.


↑ 

Наверх