12.03.2018

«Удобный флаг помогает уходить от ответственности»

Компании, выбравшие для своих судов удобный флаг и не заключившие при этом коллективный договор, стремятся сократить издержки за счёт моряков: нанимают дешёвую рабочую силу, выплачивают минимальную зарплату, не соблюдают условия труда членов экипажа. В этом убедились инспекторы Дальневосточной региональной организации РПСМ, посетив 12 марта в порту Находки два теплохода.

На т\х «Lucy Oldendorff» (флаг Мальты, IМО 9587166) оказался смешанный экипаж: 14 индонезийцев, четверо филиппинцев, двое болгар, а также поляк, турок и россиянин. Германский судовладелец Oldendorff Carriers предпочёл моряков не из своей страны, а в основном азиатов, которые соглашаются работать за меньшие деньги. 

– Коллективного договора на судне нет, что позволяет компании устанавливать свои правила. Так, матрос на «Lucy Oldendorff» получает $750. Конечно, это больше, чем минимальная ставка в $614, рекомендованная Международной организацией труда. Но дело в том, что $614 – это лишь самый минимум, а со всеми надбавками матрос на судне, где действует коллективный договор, получал бы больше – вплоть до тысячи долларов и выше, – объясняет председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов.

То, что права моряков нарушаются, подтвердила и инспекция государственного портового контроля (PSC), которая по итогам проверки задержала судно.

– Представители PSC установили, что на судне неправильно вёлся учёт сверхурочных работ, что сильно отражалось на уровне зарплаты, – рассказывает Николай Суханов. – Это очередное подтверждение тому, что удобный флаг помогает уходить от ответственности, ведь «дешёвые» регистры создают комфортные условия для судовладельцев, не заботясь об интересах моряков. Так, под удобными флагами низкий уровень минимальной оплаты труда, отсутствуют требования к гражданству членов экипажа, слабый контроль за состоянием судов и так далее. Это позволяет работодателю экономить на моряках.   

Профсоюзные инспекторы рассказали морякам, что судовладелец избегает заключения колдоговора как раз для того, чтобы иметь возможность платить меньше. Но этому экипажу ещё повезло: на судне «Konstantinos» (флаг Панамы,  IМО 9114153) базовая ставка матроса и вовсе не дотягивает до рекомендаций МОТ и составляет $570. 

– Греческий судовладелец  Mega Shipping действует по такой же схеме, что и Oldendorff Carriers: моряки работают без колдоговора, а больше половины экипажа – филиппинцы. Отсюда такие смехотворные зарплаты, – говорит Николай Суханов.

По итогам посещения судов было принято решение направить греческому и германскому судовладельцам нотисы о необходимости подписания коллективного договора с ITF. 

– Мы обязательно проконтролируем процесс начала переговоров по этим двум судам, – говорит Николай Суханов. – Если судовладельцы не в состоянии соблюдать на своих теплоходах под удобными флагами минимальные требования МОТ и ITF к условиям труда членов экипажей, пусть переводят флот под национальный флаг и выполняют законы своей страны. В любом случае моряки не должны становиться жертвами недобросовестных работодателей.

↑ 

Наверх