01.03.2018

«Удобные флаги – это игра в рулетку»

Работа под удобным флагом – это игра в рулетку: никогда не знаешь, повезёт или нет. Так считает инспектор  ITF в Санкт-Петербурге, которому многократно приходилось сталкиваться в своей работе с «дешёвыми» регистрами. В современном судоходстве от них никуда не деться: по оценкам ITF, под так называемыми  flags of convenience (FOC) ходит 70% торговых судов. Единственное, что позволяет свести риски работы на них к минимуму, это наличие коллективного договора.

– Удобный флаг – это норма для отрасли, поскольку он позволяет компаниям уйти от уплаты налогов, а заодно сэкономить на социальных гарантиях морякам, – говорит инспектор  ITF. – Самый главный минус для моряков, работающих на «удобном» судне без колдоговора в том, что нельзя найти истинного судовладельца, если вдруг что-то случится: травма в рейсе или задержка зарплаты. В лучшем случае моряки в такой ситуации будут взаимодействовать с круингом. Конечно, они могут попробовать обратиться и к государству флага, но не каждый регистр станет заниматься проблемами экипажей. Если есть колдоговор – тут уже ситуация другая. В таком случае судовладелец показывает, что он готов нести ответственность за экипаж.

Следует помнить, что флаг флагу рознь. К более-менее приличным регистрам относятся, в частности, Панама, Мальта, Кипр, Маршалловы острова. В этих странах законы о морском судоходстве не состоят из пары страничек текста, это нормальные документы, чьи нормы регистры стараются соблюдать. Ещё одним показателем ответственности флага является ратификация Конвенции о труде в морском судоходстве – это значит, что регистр будет хотя бы пытаться соответствовать международным требованиям.

Другое дело – «чёрные» FOC вроде Камбоджи, Монголии, которые, по сути, торгуют флагом. Обычно они находятся на самом дне рейтингов надёжности – так называемых WGB (White-Grey-Black) List, которые составляют Токийский (Tokyo MoU) и Парижский (Paris MoU) меморандумы о взаимопонимании по контролю судов государством порта. Список формируется по результатам проверок и задержаний государственного портового контроля (PSC): чем их больше, тем ниже страна опускается в рейтинге, и тем выше шанс, что в этот регистр пойдут недобросовестные судовладельцы.

Инспектор ITF советует морякам перед наймом обращать внимание на следующие вещи:

В первую очередь – есть ли на судне коллективный договор, гарантирующий достойные условия труда и готовность компании брать на себя ответственность.

Второй момент – возраст теплохода. Если судну 25 лет и больше – это повод отказаться от контракта или дважды подумать перед подписанием.

Третье – на каком месте в рейтинге WGB (White-Grey-Black) List находится флаг. Если он в чёрном списке, лучше поискать другое место работы.

Четвёртое – условия подписания контракта. Если это предлагают сделать не в офисе круинга, а прямо на судне, лучше отказаться от найма. Либо моряку вообще не выдадут контракт на теплоходе, либо размер зарплаты будет сильно отличаться в меньшую сторону от той, которую обещали моряку.

Пятое – количество судов у компании. Чем меньше, тем хуже, ведь если один из двух теплоходов сломается, то все деньги будут уходить на ремонт, а не на выплату зарплаты морякам.

↑ 

Наверх