19.02.2018

Исполнительное производство по судну «Loukhi» зашло в тупик

Почти три года прошло, как 13 моряков обратились в адвокатское бюро «Степанов и Аксюк» в Ростове-на-Дону по старой, как мир причине: экипаж т/х «Loukhi» просил взыскать с работодателя – печально известной компании «Kent Shipping and Chartering LTD» – задолженность по заработной плате в размере более $150 000.  Дело так и не сдвинулось с мертвой точки: исполнительное производство по судну «Loukhi» зашло в тупик.

Напомним, осенью 2015-го в суде рассматривались два трудовых спора экипажей т/х «Loukhi» (ИМО 8872540, флаг Белиза) и т/х «Pudozh» (ИМО 8863355, флаг Белиза) по морскому требованию к одному и тому же владельцу. Несмотря на то, что оба случая имели практически идентичные обстоятельства, завершились они совершенно по-разному. Если в отношении экипажа «Pudozh» вопрос о взыскании денежных средств в рамках исполнительного производства был разрешен за несколько дней, то моряки «Loukhi» по сей день ждут своих честно заработанных денег.

 Как могло получиться, что одинаковая проблема одного и того же судовладельца и службы по подбору найма персонала разрешилась по-разному, разъяснили в АБ «Степанов и Аксюк».

– По случаю экипажа «Pudozh» работали судебные приставы Азовского районного отдела. Морякам т/х «Loukhi» не повезло – ими занимались приставы Ленинского районного отдела службы судебных приставов, – говорит руководитель морской практики Инна Макарова.

Именно это обстоятельство сыграло отрицательную роль.

Суд встал на сторону моряков

В апреле 2015 года экипаж т/х «Loukhi» (13 моряков – граждан РФ и Украины) был брошен работодателем в порту Ростова-на-Дону на произвол судьбы: без средств к существованию, провианта и воды. Зарплата большей части экипажа не выплачивалась как минимум полгода. Адвокаты обратились в Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону о взыскании задолженности по заработной плате с «Kent Shipping and Chartering LTD». Суд встал на сторону моряков, однако исполнить его решение оказалось невозможно: «Kent Shipping» – компания оффшорная и имущества на праве собственности на территории Российской Федерации не имеет.

Дальше развитие событий напоминает игру в футбол. Дело по т/х «Loukhi» перекочевало в Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону, который установил, что «одним из способов защиты прав моряков в случае невыплаты им заработной платы является компенсация невыплаченной заработной платы агентом по найму моряков, что прямо предусмотрено международным законодательством». Таким образом, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истцов.

Но! Принадлежность должника к оффшорной юрисдикции сильно усложняет процедуру исполнения решения суда. Должник – иностранная компания, не имеет расчетных счетов в российских банках. Единственный возможный способ привлечь к ответственности – арестовать судно на основании ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ.

– Если имущество должника не будет арестовано, то любая возможность обратить на него взыскание будет упущена, что приведет к невозможности исполнения судебного решения и, как следствие, нарушению прав истцов, – поясняет Инна Макарова.

То есть решение суда о взыскании невыплаченных сумм – еще не победа. Главное – его нужно исполнить. И здесь слово за судебными приставами-исполнителями. 

– Мы не первый год занимаемся длительными тяжбами по взысканию заработной платы в пользу моряков и прекрасно понимаем, что каждый раз, принимая такие дела в работу, нам опять придется биться о стены. Весь прошлый опыт может не сработать, и все, кто должен помогать – наоборот, будут противостоять. «Противниками» станут не нерадивые работодатели, использовавшие людей как рабов (поскольку труд не оплачен), а те, кто призван восстанавливать справедливость напрямую, в силу своих должностных обязанностей. Я говорю о судах и судебных приставах, – отмечает Инна Макарова.

Именно поэтому дело с т/х «Loukhi» пока ничем не закончилось: до сих пор нет исполнения решения суда.

– Есть два законных решения суда, есть имущество у должника, есть закон, позволяющий взыскать людям зарплату и восстановить справедливость, есть система исполнения, есть система надзора за системой исполнения, есть судебная система для защиты законных интересов и прав, но ничего не работает, – говорят в адвокатском бюро.

Жалобы во все возможные инстанции не дают результатов и просто перенаправляются друг другу. Прокуратура Ростовской области спустила жалобу по т/х «Loukhi»  в нижестоящую инстанцию, Федеральная служба судебных приставов поступила также, отмечают в АБ.

Зачем нам враги, если есть такие друзья?

В настоящий момент исполнительное производство по судну «Loukhi» зашло в тупик. Несмотря на то, что заявители подали порядка десяти заявлений об аресте имущества должника, судебные приставы-исполнители отказываются накладывать арест на судно – единственное известное имущество, принадлежащее должнику и находящееся на территории Российской Федерации.

– Получается, что моряки, не получившие заработную плату от иностранных судовладельцев, не должны рассчитывать на защиту прав в своем Отечестве, – говорят адвокаты «Степанов и Аксюк». – Месяцы и годы, потраченные на получение решений российских судов о взыскании в пользу моряков денег, будут потрачены впустую, если судебный пристав не захочет его исполнять в силу его убеждений или отсутствия интереса в принципе.  У нас на защиту слабой, не защищенной стороны (людей, работников) не работают ни судебная, ни исполнительная, ни надзирающая/контролирующая системы. И никто не несет за это никакой ответственности. Таким образом, присужденная морякам т/х «Loukhi» компенсация за ущерб за невыплату заработной платы не может быть взыскана с должника из-за постоянного противодействия этому судебных приставов-исполнителей. Парадоксально, но факт. Как говорится, зачем нам враги, если есть такие друзья?

Между тем адвокатское бюро подало иск к Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов о возмещении ущерба, причиненного бездействием судебного пристава-исполнителя, дело находится на рассмотрении в апелляционной инстанции. 

В свою очередь, Российский профсоюз моряков (РПСМ) постоянно предупреждает моряков, что не стоит идти работать в «Kent Shipping and Chartering LTD». Ситуация с оставлением экипажей и невыплатой зарплаты в этой компании давно приобрела масштаб эпидемии. Да и судебная практика не на стороне моряков. Это плохо, как и плохо то, что за плечами не стоит сильный профсоюз. 

↑ 

Наверх