12.02.2018

К интуиции в море нужно прислушиваться

В семьях, где море – это традиция, отец с сыном могут годами не встречаться дома. Вот и в новороссийской «морской династии» Борщенко старший помощник капитана « NS Bravo » (флаг Либерии,  IMO 9412359) Евгений не мог увидеться с отцом, старшим механиком пароходства, два года – так уж сложились их графики. Впрочем, помимо этого, никаких других минусов в своей работе Евгений не видит.

– Профессия подарила мне массу впечатлений, – вспоминает Евгений. – В свой первый рейс я вышел на танкере «Тихвин». Мы работали в Карибском бассейне на коротком плече, Аруба, Венесуэла, Ямайка – самые экзотические места планеты сменяли друг друга. Там на каждом пляже песок разного цвета: с золотым, коричневым, оранжевым и даже розовым оттенками. До сих пор удивляюсь, как мне тогда удавалось находить время, чтобы выйти на берег и увидеть всё это. Но ведь находил!

После «Тихвина» были «Краснодар» и «Московский кремль». Здесь Евгений приобрёл новый опыт, хоть и не сказать, что приятный: он впервые попал в пиратский регион.

– Мы шли через Аденский залив в конвое. Открывал его французский вертолетоносец, а замыкали наши военные моряки, – вспоминает моряк. – И вдруг слышим, что танкер с украинско-филиппинским экипажем, который шёл прямо перед нами, атакован пиратами! К счастью, экипаж успел укрыться в цитадели, и захватить управление судном пираты не смогли. А там и военные оперативно рванули на помощь и повязали бандитов.

В этом же рейсе Евгений Борщенко впервые попал в юго-восточную Азию:

– Помню: выхожу впервые на мостик после прохождения Сингапурского пролива, смотрю на радар и не могу понять, почему весь экран в жёлтых точках. Помехи? Проверил – нет, всё нормально. Оказалось, это рыбаки: сотни, тысячи, просто целый рой. В том рейсе я такой навык расхождений наработал, который ни на что не променял бы.

В 2010 году Евгений пришёл вторым помощником на танкер « NS Burgas ».

– На тот момент судну исполнился год, – рассказывает моряк. – Экипаж отличный, высокопрофессиональный, было, у кого поучиться. Я считаю, мне крупно повезло, что я отработал с этими людьми пять контрактов. Наш старпом Дмитрий Надворный часто подключал меня к своей работе над грузовыми планами. Во многом благодаря этому я хорошо изучил линейную грузовую систему. А капитан Игорь Валентинович Яровенко научил тому, что в море шестое чувство – это не пустой звук. К своей интуиции надо прислушиваться, и если что-то тревожит и не отпускает, лучше сто раз перепроверить. Я потом не раз его за это мысленно благодарил.

« NS Burgas » ходил из Петербурга в Европу, реже – Африку или Канаду. Основной регион плавания – Балтийское и Северное моря с их островами и мелями. Не движение, а шахматная партия. И хотя трафик здесь не такой безумный, как в Южно-Китайском море, но рыбаков, которым международные правила предупреждения столкновения судов не писаны, тут тоже хватает.

– Как-то ночью мы шли в прибалтийский порт, – вспоминает Евгений. – Рядом рыболовное судно, пересекает меня по корме. Вдруг он резко    меняет курс и пытается пройти по носу на недопустимом расстоянии в пару кабельтовых. Я начал выполнять циркуляцию, но и он остановился. Я лёг на обратный курс и продолжил движение. Здесь это вполне рядовая ситуация для рыбаков: подрезать, создать аварийную ситуацию и, как ни в чем ни бывало, ловить дальше.

Каким бы опасным ни был этот опыт, он помог Евгению Борщенко дослужиться до старпома.

– В мой первый контракт в нынешней должности мы встали в Керчи в качестве    накопителя, – вспоминает он. – Грузовые операции шли    в режиме non-stop. Мы даже поставили своеобразный рекорд: целую неделю безостановочно погрузка - выгрузка, и так по кругу. Хорошо, что в этом случае старпомов на борту сразу двое.    

Переходя от должности к должности, Евгений заметил, что круг людей, с которыми можно посоветоваться, становится всё меньше, и теперь всё чаще к нему приходят за советом.

– Трудно судить, каким «джуниором» был я сам, но мне сейчас ребята попадаются как на подбор: толковые, обращаются по делу и вопросы задают отнюдь не глупые. Приятно видеть новое поколение моряков именно таким. Теперь их очередь открывать для себя плюсы и минусы нашего дела, и мир вокруг.

По материалам Южной территориальной организации РПСМ

↑ 

Наверх