02.02.2018

За 10 лет на Дальнем Востоке погиб 181 рыбак

Рыболовная отрасль по-прежнему остаётся одной из самых опасных в судоходстве: согласно статистике Международной организации труда (МОТ), в мире ежегодно происходит свыше 24 тысяч несчастных случаев, в которых гибнут рыбаки. Это связано с условиями труда, сопряжёнными с риском, а также возрастом и техническим состоянием судов. Только за последние 10 лет в Приморье, по данным Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков, затонуло 14 промысловых судов, в результате чего пострадало 318 моряков, 181 из которых погиб. Самым масштабным стало происшествие с БАТМ «Дальний Восток» в Охотском море в 2015 году: в результате крушения 69 человек погибли, 22 получили травмы и увечья различной степени тяжести. Причины, по которым происходят аварии, связаны с отсутствием чётких норм регулирования отрасли. 

Очередная трагедия произошла совсем недавно: в ночь на 25 января в Японском море пропало промысловое судно «Восток». Причиной исчезновения траулера специалисты считают обледенение, ни один из 20 членов экипажа до сих пор не найден. Судно 1985 года постройки вышло в рейс на ловлю краба несмотря на то, что работа в море зимой повышает уязвимость судов. Главная опасность – обледенение, которое может нарушить остойчивость. Часто экипажам приходится вручную обкалывать лёд, иногда люди просто не справляются, и последствия могут быть весьма печальны.

Помимо суровых природных условий, в которых работают рыбаки, в профессии много других сложностей: невыплата зарплаты, отсутствие страховок, мошенничество с контрактами, по которым невозможно получить заработанное даже через суд. И с такими проблемами сталкиваются не только в России, но и за рубежом. Чтобы хоть как-то улучшить положение рыбаков, МОТ приняла Конвенцию № 188 о труде в рыболовном секторе, которая вступила в силу 16 ноября 2017 года. 

– До вступления Конвенции в силу рыболовный сектор на международном уровне регламентировался пятью конвенциями и двумя рекомендациями, но они распространялись на незначительную часть рыбаков. Новые нормы охватывают большинство работников, включая тех, кто занят на малых рыболовных судах, самозанятых рыбаков, а также тех, кто получает долю в улове. Значительная часть Конвенции предусматривает положения, касающиеся безопасности и гигиены труда, что должно способствовать снижению травматизма и несчастных случаев со смертельным исходом. Задумка замечательная, вот только Россия Конвенцию не ратифицировала, а значит проблемы у наших рыбаков останутся те же, – говорит председатель ППОМ Владивостока РПСМ Пётр Осичанский.

Пётр Осичанский хорошо знает о нюансах рыболовной отрасли, ведь к нему часто приходят со своими проблемами рыбаки. В других промысловых регионах они тоже идут в РПСМ, ведь больше обратиться за защитой своих прав им некуда.  

– Основная проблема отрасли заключается в том, что в России нет профсоюза, в полной мере защищающего интересы рыбацкого плавсостава. Для моряков сегодня работает КТМС и профсоюзы, входящие в ITF, а у рыбаков дальнего и ближнего плавания такого подспорья нет. Отсюда правовой беспредел: минимальные зарплаты, плохое техническое состояние судов, уходящих в рейс, – говорит председатель Калининградской региональной организации РПСМ Вадим Мамонтов. – Давно назрела необходимость создания отдельной организации для рыбаков России, которая была бы признана ITF и реально стояла на защите их прав. А пока её нет – рыбаки так и будут обращаться в РПСМ.

↑ 

Наверх