РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
По долгу службы члены экипажей торговых судов посещают
различные страны мира, и при этом вынуждены получать визы практически на тех же
основаниях, что и обыкновенные туристы. В особенности это касается стран
Шенгенского соглашения: порой просто получить документ недостаточно, сложности
могут возникнуть и при заезде в Шенгенскую зону. Так, если моряк
заблаговременно получил визу одной страны, а в последний момент поменялся порт
посадки на судно, что случается довольно часто, то волей-неволей ему придется
нарушить так называемое правило «страны въезда», из-за чего впоследствии ему
могут в оформлении визы отказать.
Первым шагом для решения этой проблемы стало предложение
Российского профсоюза моряков упростить членам экипажей процедуру выдачи
шенгенских виз и продлить их максимальный срок действия до пяти лет. Этот
вопрос был поднят еще на VII Съезде РПСМ в ноябре 2011 года. Инициативу
направили на рассмотрение Европейской комиссии, но столь ожидаемые перемены до
сих пор не наступили.
– На этот вопрос отчасти повлияла современная политическая
ситуация. Кризис в отношениях с Европой и санкции – все это неблагополучно
сказывается и на моряках. При этом нельзя
забывать, что дело основывается не только на политике, но и на коммерции: кому
то эта напряженность принесла доходы, а кому-то – одни убытки. Чтобы правительства
приняли во внимание нашу точку зрения, необходимо привлечь на свою сторону
судовладельцев: показать им, что кадры, которые выпускают российские морские
вузы, действительно достойны того, чтобы за них побороться, – говорит заместитель
председателя РПСМ Вадим Иванов. – В целом же РПСМ выступает за то, чтобы
морякам вовсе не приходилось делать визы, как это было еще при Советском Союзе,
когда вместо УЛМ у членов экипажей был паспорт моряка. На сегодняшний день в
идеале стоит отказаться от виз и использовать исключительно УЛМ и судовую роль.
Однако пока в отрасли желания вернуться к упраздненной системе
не наблюдается: Международная организация труда (МОТ) старается модернизировать
удостоверения личности моряка (УЛМ) в надежде привлечь большее количество стран
к этой инициативе – летом прошлого года в силу вступили поправки к Конвенции МОТ
№ 185 «Об удостоверениях личности моряка». Так, изменения затронули формат
документа, который теперь должен соответствовать стандартам, одобренным
Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) – с расширенной
биометрией. Эта задача потребует полного технического переоснащения, что может
отпугнуть страны от ратификации конвенции. Да и от оформления визы наличие УЛМ не
освобождает.
– Каждая страна самостоятельно устанавливает пограничные
правила для моряков. Например, в США члену экипажа, чтобы сойти на берег, надо
заблаговременно открыть визу. Более того, во многих станах моряки не имеют
права передвигаться по территории порта – если члены экипажа хотят выйти за его
пределы, то за ними подъезжает машина и отвозит до проходной, где моряки
выходят в город либо по пропуску, выданному миграционной службой, либо по
загранпаспорту. И без этих документов, даже при наличии УЛМ, покинуть судно
члены экипажа не смогут, – говорит председатель Балтийской территориальной
организации РПСМ Александр Бодня.
Очевидно, что даже с новыми поправками УЛМ не сможет
освободить моряков от необходимости оформлять визы и использовать загранпаспорта.
Для этого нужно будет менять миграционную политику. А вот суматоха по поводу
переоформления УЛМ в соответствие с нововведениями начнется однозначно.
Наверх