17.01.2018

«Пока проблем не возникает»

1 января прошло ровно полгода с того момента, как Россия должна была привести своё законодательство в соответствие с международными нормами и создать реестр учреждений и врачей, уполномоченных проводить медосмотры, как того требуют Манильские поправки к Конвенции ПДНВ. По этой причине сертификаты, выдаваемые российскими врачами членам экипажей с 1 июля прошлого года, не соответствуют конвенционным требованиям. Но моряков мало заботят юридические тонкости, им важнее просто получить медицинские сертификаты, которые позволят выйти в рейс. 

Для этого членам экипажей нужно ежегодно проходить медкомиссию, которая подтвердит, что они здоровы и пригодны к плаванию. Уже скоро эта процедура предстоит капитану «Baltic Mercur II» (флаг Мальты, IMO 9235361) Александру Минееву из Санкт-Петербурга. Последний раз он проходил её в поликлинике Медрыбпрома на Кронштадтской улице в апреле прошлого года, и через несколько месяцев собирается пойти туда же. Эта больница – одна из нескольких в Петербурге, которая выдаёт медицинские документы, удовлетворяющие судовладельцев. Никаких сложностей ни у Александра Минеева, ни у его экипажа в иностранных портах с ними не возникает.

– Пока я с проблемами не сталкивался, – говорит Александр. – Я беру свою медкнижку, иду в больницу, где уже пять лет прохожу медкомиссию, и спокойно получаю сертификат. Ни ко мне, ни к моей команде никаких претензий в иностранных порта до сих пор было.

В самой компании, где работает Александр, также не видят проблем в сложившейся ситуации.

– У нас существует список учреждений, у которых есть лицензия на осуществление медицинской деятельности, и они вправе проводить медосмотры моряков, – рассказывает координатор подбора персонала круинга «Балтик Меркур» Дарья Метелькова. – Всего в списке около 20 центров, которые выдают требуемые нами сертификаты. 

Сколько продлится такой статус-кво, сложно сказать.  

– Сейчас ситуация такая, что всё продолжает работать, что называется, «по умолчанию». Да, реестра до сих пор нет. Но есть лицензированные учреждения, которые выдают медицинские документы морякам, как раньше. Текущее положение дел хоть и не противоречит российскому законодательству, но оно не соответствует конвенционным требованиям, – говорит председатель Петербургской первичной профсоюзной организации Российского профессионального союза работников морского транспорта (ППО РПРМТ) Сергей Гуляев. – В любой момент международный надзорный орган – IMO – может сказать: мы прекращаем принимать ваши сертификаты. Не исключено, что тогда российских моряков могут начать списывать в иностранных портах.

Судя по всему, такая парадоксальная ситуация сохранится до тех пор, пока Россия не примет все положения. Когда это произойдёт – никому не известно. Минздрав разработал четыре проекта документов, которые должны решить проблему. Два правительственных – о перечне заболеваний, препятствующих работе на судах; о перечне медицинских учреждений, уполномоченных на проведение медосмотров; и два проекта Минздрава – о порядке проведения медосмотра; и о порядке освидетельствования по наркотическим средствам. Но пока утверждён только перечень заболеваний, остальные до сих пор проходят процедуру согласования и всё ещё не приняты.

↑ 

Наверх