06.12.2017

Нарушение режима труда и отдыха экипажа грозит задержанием судна

Австралийское управление морской безопасности (AMSA) выпустило уведомление для судовладельцев и операторов о необходимости соблюдения требований Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) и Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС). Речь идет о режиме труда и отдыха и последствиях его нарушения.

Как известно, специфика работы на судах в купе с давлением и стрессами зачастую приводит к тому, что члены экипажа начинают испытывают усталость, не получая достаточного времени для отдыха. Это создает серьезные риски для безопасности мореплавания и экологии морской среды. Максимальные часы работы или минимальный срок отдыха для моряков должны быть определены в соответствии со стандартом A2.3 КТМС и разделом A-VIII/1 Кодекса ПДНВ. Как сообщает safety4sea.com, в Австралии требования конвенций зафиксированы в Морском приказе 28, согласно которому моряки должны отдыхать минимум 10 часов за любой 24-часовой период и 77 часов за 7 дней. При этом минимальный период отдыха за раз не может быть меньше 2-3 часов.

Инспекторы AMSA строго следят за исполнением приказа и при необходимости задерживают суда в портах. Их опыт показывает, что наиболее частые нарушения относятся к следующим категориям:

– несоблюдение режима труда и отдыха; 

– отсутствие или неверные записи о часах работы/отдыха членов экипажей;

– недостатки в системе управления безопасностью судна, которые препятствуют соблюдению предписанного режима.

В России количество часов труда регулируется приказом № 268 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания». Согласно документу, минимальная продолжительность отдыха должна составлять не менее 77 часов в течение семи последовательных календарных дней. Максимальная продолжительность работы членов экипажа судна между двумя периодами отдыха на берегу не должна превышать 150 календарных дней. При этом в случаях задержки судна в рейсе или отсутствия транспортной доступности продолжительность работы может быть увеличена до 180 дней с учетом мнения профсоюзной организации, представляющей интересы большинства членов экипажа (а при ее отсутствии – с иным представительным органом).

– Мировая практика свидетельствует о том, что примерно 80 процентов всех аварий на флоте обусловлены человеческим фактором. При этом основной причиной ЧП является переутомление. А потому так важно, чтобы режим сна и отдыха на судах четко регулировался и соблюдался, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – В Австралии регулирующий документ приняли в 2015 году – на год раньше, чем в России. Поэтому и опыта у инспекторов в плане проведения проверок этих требований чуть больше, но мы уверены, что инспекторы государственного портового контроля РФ с легкостью сократят этот разрыв.


↑ 

Наверх