24.11.2017

Шлюпочные учения: нужно спасать жизни, а не терять

Шлюпки для моряков всегда были главным шансом на спасение, если из-за аварии оставаться на борту теплохода не представлялось возможным. Только вот по иронии судьбы за последние 10 лет в ходе испытаний этого спасательного оборудования на судах погибло 60 человек и более 140 получили серьезные травмы. Как показало исследование, проведенное по заказу компании InterManager, большинство инцидентов происходит во время шлюпочных учений, а их самыми частыми причинами являются проблемы со спусковыми механизмами, плохая подготовка экипажей и человеческий фактор. 

Один из последних громких инцидентов произошел на круизном судне «Thomson Majesty»: шлюпка сорвалась и упала в море, пятеро членов экипажа погибли, трое получили тяжелые травмы. 

– Неполадки в механизмах подъема и спуска могут превратить обучение моряков в трагедию. Чтобы избежать этого, экипажам нужно тщательно следить за состоянием всех элементов спасательного оборудования, – говорит главный технический инспектор труда РПСМ Евгений Хижняк. – Проблем не возникнет, если на судне используются шлюпки сбрасывающего типа. В последние годы на большинстве современных теплоходах применяют именно их. 

Многие моряки избегают шлюпочных учений, поскольку сомневаются в их безопасности. Между тем экипажам необходимо проходить полную подготовку к рейсу, в том числе и в вопросах использования спасательного оборудования. На помощь в таком случае может прийти один из наиболее безопасных и современных способов проводить тренировки – на специально разработанных тренажерах. Согласно данным компании Virtual Marine, даже 3-часовой курс подготовки на тренажере (в качестве дополнения, а не полной замены практических шлюпочных учений) может значительно повысить уверенность и знания экипажа. 

Очень часто шлюпочные учения проводятся на тихой воде, пока суда стоят в доке. Эти условия далеки от реальных и не годятся для подготовки экипажей к чрезвычайным ситуациям. Тренажёры, в свою очередь дают морякам возможность практиковаться в разных условиях, которые сымитировать на тихой воде было бы невозможно, а значит, дают больше опыта по проведению спасательных мероприятий в экстремальных ситуациях.

– Согласно Международному кодексу управления безопасностью, ответственность за принятие решений, связанных с обеспечением безопасности, ложится на капитана и владельца или менеджера судна. Мы настоятельно рекомендуем участникам отрасли серьезно подумать об использовании тренажёров в качестве дополнения к практическим шлюпочным учениям. Это поможет спасти жизни многих моряков, – отмечают в Британской палате судоходства.

↑ 

Наверх