24.11.2017

Дополненная реальность поможет морякам?

Стремительно развивающаяся виртуальная реальность пришла и в судоходную отрасль. Ещё в 2016 году классификационные общества стали изучать возможность проведения осмотров теплоходов с использованием дронов, оснащённых камерами. Предполагается, что в этом случае один специалист мог бы в течение дня проверить значительное количество судов по всему миру, не прилагая особых усилий. 

Виртуальная реальность открывает широкие возможности. Представьте: судовладельцы прогуливаются по палубам теплоходов, которые ещё только предстоит построить; операторы дистанционно управляемых аппаратов ремонтируют поломки под водой, оставаясь на суше; а моряки учатся выполнять сложные задачи по обслуживанию и ремонту без риска допустить ошибку и сломать дорогостоящее оборудование, или получить травму. 

Не так давно в продаже появились высокотехнологичные AR-очки. AR расшифровывается как augmented reality, то есть дополненная реальность. Это значит, что гаджет накладывает на видимое окружение дополнительные элементы, созданные с помощью компьютера. Технологию уже взяли на вооружение в автомобилестроении: конструкторы выводили на лобовое стекло информацию, чтобы водитель, не отвлекаясь от дороги, получал необходимые сведения. Часть специалистов судоходной отрасли считает, что такая система поможет морякам обучаться и выполнять профессиональные обязанности. 

Недавно компании Virsabi, Viking Supply Ships и MAN Diesel & Turbo разработали гарнитуру дополненной реальности HoloLens AR специально для членов экипажей. Она способна определить, в какой части судна находится моряк, и вывести необходимую информацию. Например, если моряк спустился в машинное отделение и надел «чудо-очки», он будет видеть не просто оборудование, но и данные о различных компонентах, которые там находятся. При желании можно настроить тип выводимой информации: будет это техника безопасности, пошаговая инструкция по техобслуживанию, история проведения ТО и ремонта – моряк выбирает сам. Разработчики гаджета считают, что в будущем технология поможет заполнить пробелы в знаниях членов экипажей и сэкономить огромное количество времени и денег на обучение, поскольку проводить ремонт смогут по инструкции, которая будет буквально перед глазами.

Однако чтобы извлекать и предоставлять данные пользователю, технология должна обязательно иметь надёжное информационное соединение, а в море это не всегда возможно. Если судовладельцы хотят использовать AR-гарнитуры, они должна обеспечить свой флот высокоскоростным интернетом. Но перед этим им хорошо бы задуматься: а нужно ли вообще всё это? Поучительных историй о том, что нельзя излишне полагаться на технику, в отрасли предостаточно. 

– Никакие гаджеты не заменят профессиональный экипаж и знания, полученные во время обучения. Тут у нас особая система, доставшаяся от Советского союза, которая отличается от узкоспециализированного подхода зарубежных морских вузов. Наших курсантов учат знать весь теплоход досконально. Грубо говоря, русский моряк разберёт и соберёт любое судно, поэтому они так ценятся на международном рынке. Уж сколько было случаев, когда техника выходила из строя. Взять хотя бы ЭКНИС: в начале применения этой технологии постоянно происходили аварии, да и сейчас ещё случаются. Так передовые методы могут оптимизировать повседневные операции, но никогда не заменят качественного обучения и опыт моряков, – говорит председатель БТО РПСМ Александр Бодня

По материалам ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх