23.11.2017

Полгода работы «за еду»

На днях Калининградскую региональную организацию РПСМ посетил рыбак, отработавший полгода на траулере «Атия» (IMO 8723749, флаг Мозамбик). Из обещанных $13 тысяч ему в течение рейса выплатили только две. Остальной заработок владелец судна г-н Рабиевский  пообещал выдать позже, в подтверждение – никем не заверенный «расчётный листок». Но зарплатой обделили не только одного человека.

Это выяснилось чуть позже, когда в офис КРО РПСМ пришли уже десять рыбаков. Однако, как оказалось, объединял их не общий рейс, а желание получить свои деньги. В процессе беседы стало понятно, что все мужчины работали на судах одной компании в разные периоды. Некоторые ждали обещанной зарплаты целых пять лет! Оправдывали своё терпение следующими словами: «Так нам же обещали, вот и ждали. В рейсы ходили, работали. Некогда этим было заниматься!» На десять рыбаков контракт оказался только один, да и тот – «никакой». Зато у каждого имелся расчётный листок со схожими цифрами. Его судовладелец (или точнее – рабовладелец) выдал всем как подтверждение своего обязательства по выплатам.

Самое любопытное, что компания, пять лет успешно избегавшая ответственности перед рыбаками, делала это и 15 лет назад! Причём тогда всё было гораздо хуже: калининградские рыбаки нанимались на суда «Бриско» и «Ардент» и уходили к берегам Мозамбика. Там они по несколько лет (!) занимались ловлей креветок на ржавых судах. Зарплату им, понятное дело, не платили. Закончилась эпопея пятнадцатилетней давности тем, что моряки, просто плюнув на всё и устав жить в джунглях, самостоятельно отвели суда в порт соседней ЮАР. В итоге они всё же вернулись домой, но тенденция не изменилась: более десяти лет работники Пионерской Базы друг за другом идут работать к г-ну Рабиевскому. При этом ещё и платят за трудоустройство! И только сойдя на берег, находят друг друга и дорогу в РПСМ. 

Возникает закономерный вопрос: а почему они не наводят справки перед рейсом? Неужели трудно поискать в интернете или зайти в профсоюз? Вряд ли. 

В процессе разговора с рыбаками выяснилось: они прекрасно осведомлены, и как в ITF звонить, и как в службы портового государственного контроля обращаться, и даже знакомы с понятием «морское требование». Но раз за разом наступают на одни и те же грабли. Почему же так происходит? 

Возможно, некоторым легче не думать, а просто поверить работодателю: если поработаешь ещё рейс, тебе заплатят за предыдущий. 

Или они считают, что заплатив за трудоустройство, можно обойтись и без контракта, ведь деньги «за место под солнцем» заплачены, а значит, инвестиция непременно окупится? Однако на самом деле всё иначе. 

В этой ситуации РПСМ не отвернулся от бедолаг, хотя членами профсоюза они не являются. По факту их заявлений в посольство Республики Мозамбик в Москве было направлено обращение. Однако перспективы оптимизма не вызывают, поскольку у рыбаков нет документов, подтверждающих какие-либо трудовые отношения с вышеупомянутым бизнесменом. 

Уж сколько раз профсоюз повторял, что нужно узнавать подробности своей будущей новой работы; что нельзя платить за трудоустройство и идти в рейс без контракта! И всё равно находятся те, кто не следует этим простым правилам, которые могут сберечь время, нервы и деньги. И последнее: РПСМ ещё 15 лет назад было известно, что происходит на криветколовах Рабиевского. И информацию о деятельности этого господина давали неоднократно. Поэтому делайте выводы, что проще: вступить в профсоюз или полгода работать за еду.

Калининградская региональная организация РПСМ

↑ 

Наверх