РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Cтарпом танкера «Cape Tees» (IMO 9441180, флаг Маршалловых островов) Александр
Астапов о трудностях и опасностях морской профессии знает всё. И тем не менее,
вне флота себя представить не может.
– Мне нигде не будет так интересно, как в море, –
рассказывает он. – Круг вопросов, которые в условиях моря одновременно должен
решать старший офицер, разнообразен, как сама жизнь: от организации правильного
питания экипажа до подготовки танков под разные виды грузов.
Александр – потомственный моряк. Дед всю жизнь стармехом в
Новороссийском морском пароходстве работал, отец – капитан в портофлоте. Ничего
удивительного, что уже в младших классах Александр стал курсантом Флотилии юных
моряков. Вязать узлы и грести на шлюпках было для него не просто хобби, но
обучением азам единственно возможной профессии. К окончанию школы он решил стать
военным моряком, нашёл список адресов военно-морских вузов и даже успешно
прошел онлайн-тестирование в Балтийский военно-морской институт. После
собеседования в Краснодаре его готовы были принять без экзаменов – но тут он
получил от отца совет: «Сынок, зачем ездить в калининградскую «ушаковку», если
под боком есть своя. Поступай в наш морской университет – и свои лейтенантские
погоны получишь в любом случае, а ещё у тебя будет востребованная гражданская
специальность».
О решении поступить в ГМУ им. адмирала Ф. Ф. Ушакова Александр
Астапов не пожалел. Шесть лет пролетели как один день – ни минуты свободного
времени. На последних курсах Columbia Shipmanagement предложила лучшим
курсантам хорошие условия преддипломной практики, естественно, с прицелом на
будущее. Так Александр попал на танкер «Cape Aspro» в качестве практиканта.
– До этого я практиковался только на балкере, – вспоминает
он. – А тут я просто обалдел от хитросплетения труб на палубе. Но уже к концу
рейса освоился, в первую очередь благодаря донкерману Виктору Левшину.
Компания как раз приняла судно после предыдущих
хозяев-индусов довольно запущенным и экипаж возвращал ему достойный вид. Так
что две трети времени, отведённого кадету для работы на палубе, Александр
вместе с Виктором Левшиным перебирали клапан за клапаном, перекрашивал ржавые
трубы. «Понять до конца устройство грузовой системы можно, только если
проползти, как змея, вдоль каждой трубы», – говорил кадету опытный моряк.
А капитаны Геннадий Паншев и Отари Варшанидзе, видя, как старается молодой,
дали ему отличную характеристику. Закончив учёбу, он вернулся на «Cape Aspro»
уже в должность третьего помощника.
После этого было много других судов, на которых Александр
набирался штурманского опыта. И много замечательных моряков, которых он по
праву считает своими учителями и наставниками. Особенным стал период работы на
танкере «Astra». Здесь, уже будучи вторым помощником, он познакомился с
капитаном Денисом Феоктистовым.
– Тонкий психолог, для которого интересы экипажа всегда на
первом месте, – рассказывает моряк. – Он
создал уникальную рабочую атмосферу: команде просто стыдно подвести друг друга,
и уж тем более своего капитана.
На том же судне Александру посчастливилось работать с другим
ярким капитаном Сергеем Садчиковым. Сначала о нём ходили «жуткие» слухи:
«Списывает людей с судна пачками», – говорили одни, «Спать не будешь ночами», –
пугали другие.
– При нашей первой встрече он спросил меня, что такое
«градиентный ветер», – вспоминает Александр. – Это очень узкое научное понятие,
в котором ориентируются лишь профессора, преподающие навигацию в вузах. Я
тогда кое-как ответил, но мастер, тем не менее, остался доволен. «Мы с тобой
сработаемся», – пообещал он . Так и случилось. Сергей Александрович стал
капитаном в те времена, когда я только родился, его знаний и опыта хватило бы
ещё на пару экипажей. И тем не менее, ему интересно познавать новое, в том
числе и в технологиях. У него уникальное хобби – он создает 3D-модели судов для
канадской компании, производящей компьютерные игры. Как-то у нас на судне
возникли дебаты по поводу установки дополнительной лебёдки, позволяющей
швартоваться к монобую в соответствии с последними правилами. Тогда Сергей
Александрович создал наглядную 3D-модель, демонстрирующую, как это будет
работать, и споры сразу утихли.
В тридцать лет Александр Астапов стал старпомом в
многонациональном экипаже – а это новые особенности и новые вызовы.
– За годы работы в море я имел возможность наблюдать и
сравнивать. На мой взгляд, лучше донкерманов, чем из стран бывшего СССР, не
сыскать. На «Astra», помню, работал с Андреем Мазуриком. Шустрый, сметливый, в
хозяйстве у него идеальный порядок был. Такого посреди ночи разбуди – он
вспомнит, сколько у него болтов чёрного металла, а сколько из нержавейки. С
филиппинцами свои особенности. Они очень исполнительные, но чтобы по-настоящему
проявить себя в работе, им нужна дополнительная мотивация. Они ценят слова
похвалы и национальные блюда, которые повар готовит специально для них, –
рассказывает Астапов. – Приходится быть психологом.
Несмотря на то, что Александр окончил университет много лет
назад, учиться он так и не прекратил. Параллельно с работой получил заочно
специальность «Организация перевозок и управление на транспорте» на факультете
эксплуатации водного транспорта и судовождения. С красным дипломом, между
прочим! Кроме того, сейчас он заканчивает обучение в аспирантуре.
– Я постоянно вижу молодых специалистов, которые приезжают
на борт с терабайтами кино и сериалов: отстоял вахту – и к себе в каюту.
Поверьте, желающих покататься за большие деньги и посмотреть «Игру престолов»
уже сейчас хоть отбавляй. В наши дни, когда Китай открывает мореходки
десятками, да и филиппинцы не дремлют, свободное время надо тратить на то,
чтобы преумножать свои знания и компетенции, – считает он. – Уже в ближайшем
будущем на рынке труда моряков нас ждет сильнейшая конкуренция.
По материалам Южной территориальной
организации РПСМ
Наверх