17.11.2017

Знаний много не бывает

Cтарпом танкера «Cape Tees» (IMO 9441180, флаг Маршалловых островов) Александр Астапов о трудностях и опасностях морской профессии знает всё. И тем не менее, вне флота себя представить не может.

– Мне нигде не будет так интересно, как в море, – рассказывает он. – Круг вопросов, которые в условиях моря одновременно должен решать старший офицер, разнообразен, как сама жизнь: от организации правильного питания экипажа до подготовки танков под разные виды грузов.

Александр – потомственный моряк. Дед всю жизнь стармехом в Новороссийском морском пароходстве работал, отец – капитан в портофлоте. Ничего удивительного, что уже в младших классах Александр стал курсантом Флотилии юных моряков. Вязать узлы и грести на шлюпках было для него не просто хобби, но обучением азам единственно возможной профессии. К окончанию школы он решил стать военным моряком, нашёл список адресов военно-морских вузов и даже успешно прошел онлайн-тестирование в Балтийский военно-морской институт. После собеседования в Краснодаре его готовы были принять без экзаменов – но тут он получил от отца совет: «Сынок, зачем ездить в калининградскую «ушаковку», если под боком есть своя. Поступай в наш морской университет – и свои лейтенантские погоны получишь в любом случае, а ещё у тебя будет востребованная гражданская специальность».

О решении поступить в ГМУ им. адмирала Ф. Ф. Ушакова Александр Астапов не пожалел. Шесть лет пролетели как один день – ни минуты свободного времени. На последних курсах Columbia Shipmanagement предложила лучшим курсантам хорошие условия преддипломной практики, естественно, с прицелом на будущее. Так Александр попал на танкер «Cape Aspro» в качестве практиканта.

– До этого я практиковался только на балкере, – вспоминает он. – А тут я просто обалдел от хитросплетения труб на палубе. Но уже к концу рейса освоился, в первую очередь  благодаря донкерману Виктору Левшину.

Компания как раз приняла судно после предыдущих хозяев-индусов довольно запущенным и экипаж возвращал ему достойный вид. Так что две трети времени, отведённого кадету для работы на палубе, Александр вместе с Виктором Левшиным перебирали клапан за клапаном, перекрашивал ржавые трубы. «Понять до конца устройство грузовой системы можно, только если  проползти, как змея, вдоль каждой трубы», – говорил кадету опытный моряк. А капитаны Геннадий Паншев и Отари Варшанидзе, видя, как старается молодой, дали ему отличную характеристику. Закончив учёбу, он вернулся на «Cape Aspro» уже в должность третьего помощника.

После этого было много других судов, на которых Александр набирался штурманского опыта. И много замечательных моряков, которых он по праву считает своими учителями и наставниками. Особенным стал период работы на танкере «Astra». Здесь, уже будучи вторым помощником, он познакомился с капитаном Денисом Феоктистовым.

– Тонкий психолог, для которого интересы экипажа всегда на первом месте, –  рассказывает моряк. – Он создал уникальную рабочую атмосферу: команде просто стыдно подвести друг друга, и уж тем более своего капитана.

На том же судне Александру посчастливилось работать с другим ярким капитаном Сергеем Садчиковым. Сначала о нём ходили «жуткие» слухи: «Списывает людей с судна пачками», – говорили одни, «Спать не будешь ночами», – пугали другие.

– При нашей первой встрече он спросил меня, что такое «градиентный ветер», – вспоминает Александр. – Это очень узкое научное понятие, в котором ориентируются лишь профессора, преподающие навигацию в вузах.  Я тогда кое-как ответил, но мастер, тем не менее, остался доволен. «Мы с тобой сработаемся», – пообещал он . Так и случилось. Сергей Александрович стал капитаном в те времена, когда я только родился, его знаний и опыта хватило бы ещё на пару экипажей. И тем не менее, ему интересно познавать новое, в том числе и в технологиях. У него уникальное хобби – он создает 3D-модели судов для канадской компании, производящей компьютерные игры. Как-то у нас на судне возникли дебаты по поводу установки дополнительной лебёдки, позволяющей швартоваться к монобую в соответствии с последними правилами. Тогда Сергей Александрович создал наглядную 3D-модель, демонстрирующую, как это будет работать,  и споры сразу утихли.

В тридцать лет Александр Астапов стал старпомом в многонациональном экипаже – а это новые особенности и новые вызовы.

– За годы работы в море я имел возможность наблюдать и сравнивать. На мой взгляд, лучше донкерманов, чем из стран бывшего СССР, не сыскать. На «Astra», помню, работал с Андреем Мазуриком. Шустрый, сметливый, в хозяйстве у него идеальный порядок был. Такого посреди ночи разбуди – он вспомнит, сколько у него болтов чёрного металла, а сколько из нержавейки. С филиппинцами свои особенности. Они очень исполнительные, но чтобы по-настоящему проявить себя в работе, им нужна дополнительная мотивация. Они ценят слова похвалы и национальные блюда, которые повар готовит специально для них, – рассказывает Астапов. – Приходится быть психологом.  

Несмотря на то, что Александр окончил университет много лет назад, учиться он так и не прекратил. Параллельно с работой получил заочно специальность «Организация перевозок и управление на транспорте» на факультете эксплуатации водного транспорта и судовождения. С красным дипломом, между прочим! Кроме того, сейчас он заканчивает обучение в аспирантуре.

– Я постоянно вижу молодых специалистов, которые приезжают на борт с  терабайтами кино и сериалов: отстоял вахту – и к себе в каюту. Поверьте, желающих покататься за большие деньги и посмотреть «Игру престолов» уже сейчас хоть отбавляй. В наши дни, когда Китай открывает мореходки десятками, да и филиппинцы не дремлют, свободное время надо тратить на то, чтобы преумножать свои знания и компетенции, – считает он. – Уже в ближайшем будущем на рынке труда моряков нас ждет сильнейшая конкуренция. 


По материалам Южной территориальной организации РПСМ

↑ 

Наверх