13.10.2014

Действующие маяки могут стать памятниками культуры

Поморские маяки могут стать символами морского культурного наследия РФ.

С 23 по 25 октября в Архангельске и Северодвинске пройдёт V международный форум «Во славу Флота и Отечества!» В мероприятии примут участие представители научного и туристского сообщества, специалисты образовательных и общественных организаций морской направленности, власть и бизнес.

В рамках форума пройдет заседание межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве РФ, где будут рассмотрены вопросы сохранения национального морского наследия России в Арктической зоне России.

«В российском законодательстве термина «морское наследие» как такового не существует. На форуме в Архангельске будет поднят вопрос о правовом статусе и введении этого термина на законодательном уровне. Есть много объектов, которые подпадают под понятие «морское наследие» – это и древние навигационные кресты, дамбы, шлюзы. Но ученые и историки решили начать с маяков, которые максимально могут представлять интерес с исторической, культурной стороны и благодаря тому, что их сохранение необходимо, т.к. многие из маяков используются до сих пор», – рассказал научный сотрудник Государственного Северного морского музея Иван Катышев.

На сегодняшний день в Арктике нет ни одного памятника истории, культуры и архитектуры, который был бы включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. По мнению специалистов, постановка на государственный учёт после соответствующей госэкпертизы поможет сохранить эти памятники. Кроме того, это также способствует получению новых официальных свидетельств освоения россиянами арктических территорий.

В единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ могут войти: маяки, полярная гидрометеостанция и комплекс оборонных сооружений на архипелаге Новая земля, крест экспедиции Георгия Седова на архипелаге Земля Франца-Иосифа и другие объекты. На заседании комиссии форума речь пойдет о сохранении маяков, в том числе до сих пор эксплуатируемых.

«На наш взгляд признаками объектов морского культурного наследия обладают восемь маяков Архангельской области. Они представляют собой сооружения башенного типа из дерева, камня или металла», – говорит Иван Катышев.

По его словам, за несколько тысяч лет развития судоходства во всем мире маяки ставили в достаточно труднодоступных местах для обозначения опасности на мысах, островах, банках и т.д.  Для их обслуживания нужны были люди  – смотрители маяков, которые проживали в сооружениях, часто башенного типа, обустраивали их. С течением времени многие маяки превратились в интересные архитектурные сооружения. Многие из них расположены в местах, актуальных и для современного судоходства. И это не смотря на то, что стоят они там, где, например, у древних поморов стояли кресты и другие морские знаки.

Большинство людей считают, что маяки уже не нужны, они потеряли свою актуальность. В век современных технологий их могут заменить спутниковые навигационные системы, такие как GPS или GLONASS.

«Но как показала практика, у этих систем есть свои недостатки, при высокой волне система GPS может указывать неточное месторасположение судна. Зависимость всех подобных систем от наличия электричества делает их ненадежными и уязвимыми. И система световой навигации с использованием различного рода маяков по праву считается более надежной», – утверждает Катышев.

Это актуально и для кандалакшского залива, где сухогрузы вывозят хлеб и природные ресурсы из Кандалакши. Систему световой навигации (бакены, створы, маячные огни и т.д.)  Северного морского пути сегодня восстановили силами частного капитала. Сегодня во многие порты устья губы Кандалакши можно зайти ночью именно благодаря системе маячных огней.

В перспективе – восстановление порта Саббета (полуостров Ямал), который планируют сделать круглогодичным и круглосуточным морским портом. Он предназначен для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на Ямале и поставок природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Многие маяки находятся в эксплуатации, но их также необходимо охранять. Сейчас за маяками следят специалисты Управления военной и гражданской гидрографии. При маяках по-прежнему живут смотрители, у некоторых сооружений есть связь с Большой землей, у некоторых ее нет. При маяках есть метеостанции. Современные маяки могут подавать не только световые сигналы, но и радиосигналы, специальные туманные и т.д. Какая-то часть маяков должна стать частью морского культурного наследия и подлежит обязательной сохранности, считают эксперты.

Справка: Маяки – это световое обозначение опасности или какого-то объекта, к которому судну подходить не стоит. Для моряка маяк – это некий объект, который имеет определенную высоту, свет или цветовое свойство. Моряку не обязательно было видеть маяки в непосредственной близи.

Маяк для многих – это сооружение башенного типа с функцией передачи светового сигнала, но специалисты считают, что маяком может называться «огонь/свет» и на вершине мачты, на крыше дома, он может быть плавучим и т.д. По сути, главным обозначением маяка является огонь. Такой большой диапазон в определении термина «маяк» затрудняет ведение статистики. 

на фото: береговой маяк на острове Kjeungskjær, Норвегия - GFDL/CC-by-sa-2.5,2.0,1.0 (Википедия)

↑ 

Наверх