10.10.2014

Осторожно: лже-круинги!

Сегодня тема круинговых компаний, недобросовестно выполняющих свои обязательства перед моряками, несколько потеряла свою остроту. Это отрадно знать, но тем не менее российские моряки рассказывают об активизации лже-круинга. Эксперты Российского профсоюза моряков (РПСМ) поделились мнением, как не стать жертвами недобросовестных круингов и мошенников.

После принятия Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC) и ее вступлении в силу в августе 2013 года, требования к  круинговым компаниям возросли.

«Круинг должен обладать правом устройства на работу и ведения дел от имени работодателя. Зачастую работодатель бывает иностранным, российский представитель должен иметь законную доверенность на право подписания трудового договора. Если круинговая компания такой доверенности от работодателя не имеет, то этот договор уже недействителен. Моряк, подписывая трудовой договор на территории России с круингом, который отправляет его на судно под иностранным флагом, не имеет оснований для защиты своих соцгарантий», – говорит председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) Николай Суханов.

РПСМ неоднократно предупреждал моряков о возросшей опасности попасть в ловушку лже-круинговых компаний, занимающихся трудоустройством на суда с заманчивыми условиями труда. Лже-круинг – это мошенничество в чистом виде.

«Сталкиваться с мошенническими схемами на рынке труда приходится не только морякам, но и работникам в других отраслях. Только у первых ситуация осложняется еще и тем, что часто собеседования с так называемыми работодателями происходят удаленно. Прежде чем принимать предложение компании, промониторьте работные сайты и указанные зарплаты, почитайте профессиональные форумы, задайте вопрос про интересующую компанию, пообщайтесь с коллегами, которые имели опыт на эту компанию», – советует руководитель пресс-службы рекрутингового портала HeadHunter Северо-Запад (Hh) Екатерина Скляренко.

Если проанализировать сообщения моряков о лже-круингах, то схема, по которой действуют аферисты, приблизительно одна и та же. Отчаявшемуся в поисках работы моряку предлагается работа мечты с хорошими условиями труда и высокой зарплатой.

Далее по этой схеме для трудоустройства  ему нужнополучить визу не в посольстве, а непосредственно в иммиграционной службе страны, куда моряк собирается на работу, а страховку – в иностранной фирме, связь с которой поддерживалась по телефону или по электронной почте.

Дальше моряку предлагается перевести через международные платежные системы немалую сумму, необходимую для получения визы и страховки. При этом проследить получателя невозможно.

Моряков, обратившихся в РПСМ,  настораживал тот факт, что такая, казалось бы, серьезная зарубежная компания не может оплатить визу сама. Не проще ли направить соискателя в посольство той страны, куда нужна виза, где он сам оплатит визу при получении?

Моряки должны четко усвоить, что круинги не имеют право брать деньги за трудоустройство. Это незаконно. Существует официальный перечень необходимых документов, на получение которых моряк должен будет потратиться, чтобы устроиться на судно. Это может быть перечень определенных сертификатов или документы медкомисии, за которые нужно платить. Условия оплаты должны быть оговорены с судовладельцем, который либо возместит затраты, либо соискатель должен будет нести их сам.

Предупрежден, значит вооружен

Когда РПСМ получает информацию моряков о сомнительном круинге, профсоюз  ставит в известность органы Управления федеральной миграционной службы (УФМС), сотрудники которой должны проверить компанию. Если у нее нет лицензии, и она осуществляет незаконную деятельность на территории РФ, то законом предусмотрены разного рода санкции от штрафов до закрытия нелегитимной организации.

«Мы в РПСМ советуем ребятам прийти в профсоюз и уточнить, имеет ли этот круинг лицензию, на какое судно под удобным флагом какой страны направляет компания соискателя, есть ли коллективный договор, чтобы просчитать все варианты. Зайти в профсоюз можно по месту проживания, РПСМ имеет своих представителей в разных регионах страны. Там он может получить необходимую информацию о круинговой компании и о работодателе»,– говорит Николай Суханов.

А вот попытки устроиться на работу, не имея точной информации о круинговой компании, могут закончиться плачевно для моряка.

«Однажды оказавшись, например, у берегов Африки, моряк обнаруживает, что ему уже несколько месяцев не платят зарплату, а судно стоит в порту, прекращена поставка продовольствия, воды и топлива. Экипаж брошен, судно под удобным флагом одной страны находится на территории другой. И вот тогда обманутый моряк начинает звонить во все инстанции и в РПСМ», – говорит Суханов.

Иногда моряки обращаются в консульство или посольство на территории тех государств, где находится судно. Однако не всегда консульство или посольство может оказать помощь российским гражданам. На помощь можно рассчитывать лишь в критических случаях, данная ситуация не относится к таковым.

Случаи, когда моряк обращается в РПСМ и МФТ за  помощью, зачастую не являясь членом этих организаций, распространены. Но РПСМ всегда старается помочь российским морякам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Репутация имеет значение

Эксперты советуют обращаться в РПСМ заранее, т.к. у профсоюза есть информация о круинговых компаниях. Если организация не входит в официальный список круинговых компаний или лиц или не сотрудничает и избегает сотрудничества с профсоюзами, специалисты рекомендуют морякам не устраиваться через нее на работу.

«Мы всегда говорим морякам, прежде чем идти в круинг, тем более если он не известен и не на слуху, есть смысл прежде прийти в профсоюз. РПСМ проводит свой мониторинг и обладает списком круинговых компаний, которые прошли лицензирование и имеют право заниматься такой деятельностью. У нас также  есть целый ряд отзывов, полученных от моряков в отношении недобросовестных круингов, и информация о лже-круингах», – говорит юрист Балтийской территориальной организации (БТО РПСМ) Людмила Падубоцкая.

«Исходя из нелицеприятных или положительных отзывов о круинге, РПСМ может предупредить моряка более внимательно отнестись к тому или иному круинговому агентству», – поясняет юрист.

Перед отправкой в рейс на судно под удобным флагом (FOC) эксперты советуют вступить в члены РПСМ. Это легко сделать, профсоюз представлен во всех российских портах. Это 11 территориальных и 52 первичных организации. На сегодня 70 тыс. российских моряков уже являются членами РПСМ.

Моряк должен уточнить, имеет ли работодатель коллдоговор с профсоюзом. Именно он гарантирует моряку, что все требования в период работы на судне под иностранным флагом будут выполнены. Если же речь идет о трудоустройстве через круинг или напрямую с представителем работодателя, то в трудовом договоре должна быть строчка: «Условия договора соответствуют условиям подписанного договора, например, с РПСМ или МФТ», – предупреждает Николай Суханов.

Эксперты советуют не передавать представителям сомнительных компаний документы для оформления, пока не убедитесь в их честных намерениях.

Моряки – группа риска

Мы задали вопрос экспертам, что толкает моряков обращаться в компании, о репутации которой ничего известно. Не проверив информацию, переводить деньги на неизвестные счета. Отправляться без гарантий и договоров на руках за границу на судно, чтобы подписать контракт, вместо того, чтобы подписать его еще на берегу. Ведь добровольно заключенный контракт будет юридически признан в суде большинства государств.

По словам председателя ДВРО РПСМ Николая Суханова, моряки, как и на любом рынке труда, делятся на несколько групп. Моряки, которые имеют высшее морское образование, молодые, хорошо владеющие английским, как правило, востребованы на рынке труда. Такие специалисты быстро и легко находят работу на современных судах ведущих компаний. Им предоставляют хорошие условия работы с подписанием и соблюдением всех видов договоров и зачастую без посредников.

Во вторую группу входят более возрастные, но еще не пожилые люди, у которых есть опыт и необходимая квалификация, но они уже не так востребованы на рынке труда. Такие специалисты часто сотрудничают с профсоюзами. Судовладельцы их берут на работу, зная об их опыте и дисциплинированности. Но в силу возраста устроиться им сложнее, чем первой группе моряков.

К сожалению, есть моряки, в чьем послужном списке зафиксированы случаи нарушения трудовой дисциплины. Или это могут быть сложные люди с конфликтным характером. Некоторые злоупотребляют спиртным, возможно, у них недостаточно высокая квалификация либо отсутствует необходимый стаж и опыт работы. Не последнюю роль играет знание английского, если он оставляет желать лучшего.

«Серьезные круинговые компании также владеют информацией о своих соискателях. И если человеку отказывают в трудоустройстве несколько компаний, значит, у них могут быть серьезные основания для этого», – говорит техинспектор труда БТОРПСМ Александр Русецкий.

«Моряки этой группы зачастую становятся жертвой мошенников. Они длительное время ищут работу и легко попадаются на удочку лже-круингов. Им обещают хорошие условия, высокую оплату труда, работу на самых современных судах. Они даже готовы платить «вербовщикам» в лице круинга деньги за свое трудоустройство. А это немалые суммы, от 10 до 50 тыс. рублей, а потом выясняется, что работу своей мечты они не получат», – говорит Суханов.

В РПСМ считают, что каждый человек имеет право на достойные условия труда и справедливую оплату труда. Если моряк оказался обманут, то виновные должны нести ответственность. Однако морякам тоже нужно подходить к вопросу трудоустройства серьезно и помнить, что на их стороне РПСМ и МФТ. Если заранее обратиться в профсоюз, многих бед можно избежать.

Читайте также:

Что надо знать уходящим в рейс на судне под удобным флагом: http://www.sur.ru/moryak/pamyatka

Как не попасть в ловушку: http://www.sur.ru/news/1474

↑ 

Наверх