11.07.2014

Робинзоны поневоле

В советские времена моряков дальнего плавания сравнивали с элитой, попасть на учебу в «мореходку» считалось жизненной удачей. Хорошая зарплата, возможность повидать мир, привезти диковинные заморские подарки близким по-прежнему манят в эту профессию. Однако современная реальность работы на торговых морских судах вовсе не романтична: вернулся из рейса живым и здоровым – значит, уже повезло, получил вовремя заработанные деньги – повезло вдвойне! Все чаще наши моряки попадают в неприятные ситуации за рубежом, нередко оказываются в заморских странах без средств к существованию и даже без пищи и воды.

Флот в пустынях Монголии

Проблема в том, что многие маленькие островные государства для пополнения своей казны занимаются весьма доходным промыслом: регистрируют у себя за смешные деньги коммерческие судна, невзирая на их техническое состояние и возраст, многие из таких теплоходов даже от причала нельзя далеко отпускать – настоящие ржавые корыта. Эти государства предоставляют таким горе-эскадрам свои флаги и комплекс госуслуг: минимальное налогообложение, сниженные требования к эксплуатации и безопасности судов, возможность найма дешевых экипажей. После подобной регистрации судна владелец, по сути, не несет никакой ответственности за его техническое состояние и безопасность, за соблюдение прав экипажа. Дошло уже до того, что суда стали регистрировать даже страны, не имеющие выхода к морю: так, к пустыням Монголии приписан немалый по численности флот.

На судах под так называемым удобным флагом сейчас трудятся около 100 тысяч граждан России. Они не платят налоги, с их доходов не производятся отчисления в Пенсионный фонд. В старости такой человек должен будет рассчитывать только на себя: государство им вовсе не интересуется. Кроме того, 60-ти процентам российских моряков платят на таких судах не больше $700 в месяц, что гораздо меньше заработка обычного моряка.

Подбирают экипажи для таких судов крюинговые компании, которых только в Приморском крае больше 80. Занимаются они тем, что фактически продают в рабство наших моряков нечистоплотным судовладельцам. Деятельность вербовщиков никто не контролирует и не сертифицирует. Поэтому, несмотря на многочисленные конфликты экипажей судов с их владельцами (морякам нередко «забывают» платить зарплату), никакой ответственности перед работниками они не несут, а являются в этих спорах лишь сторонними наблюдателями. Никаких требований государство к ним не предъявляет, так как не спешит обезопасить рабочего человека от проходимцев.

В результате такой вот «политики» наши моряки все чаще стали попадать в беду вдалеке от дома. Вот лишь несколько примеров. Не так давно на Сицилию зашло для ремонта машинного отделения судно «Карина», имеющее русский экипаж и флаг небольшого государства Сент-Винсент и Гренадины. Владелец судна, зарегистрированный на Багамских островах, за ремонт не заплатил, поэтому судно из ремонтного дока не выпустили. Когда закончились провизия и пресная вода, моряки обратились в российское консульство, которому пришлось-таки заниматься и доставкой продуктов, и возвращением членов экипажа на Родину.

Еще один теплоход – сухогруз «Чорон» – несколько месяцев находился на ремонте в Турции, в течение этого времени команда не получала зарплату. Моряки обратились в Дальневосточное региональное отделение Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ). Профсоюз подал жалобу в прокуратуру. После проверки выяснилось, что и предыдущему Экипажу «Чорон» зарплата была выплачена не полностью. Примерно в то же время Приморский суд арестовал судно «Иван Ползунов» в порту Находка за то, что судовладелец задолжал экипажу 4 миллиона рублей. Причем владельцем обоих судов оказалась фирма ООО «Румб», зарегистрированная в далекой Панаме.

Другой экипаж – теплохода «Президент», который ходит под флагом Белиза, – в апреле объявил в южнокорейском порту забастовку. Морякам не выдавали зарплату четыре месяца. В конце 2013 года на этом судне забастовка уже один раз проводилась. Без акций хозяева платить зарплату не желают.

Бывают ситуации и похуже. Нередко суда с российскими экипажами попадают под арест в далеких портах из-за того, что владелец судна не может оплатить портовые сборы. Помочь этим бедолагам бывает сложно, ведь большинство работают на судах под иностранным флагом. В конце концов, такое судно арестовывают, а экипаж оказывается брошенным на произвол судьбы.

Как выжить на краю света?

На Канарских островах живет целая колония российских моряков, брошенных вместе с судами. Сюда присоединился и производственно-транспортный рефрижератор «Калининград», принадлежащий ООО «Фордевинд» из Калининграда. Сначала судно задержалось на рейде в Нуакшоте (Западная Мавритания), где 20 моряков жили впроголодь, без зарплаты, без питьевой воды. Их кормили обещаниями. Пятеро членов команды самовольно покинули судно и обратились в российское консульство. Так им удалось вернуться на родную землю.

Потом судно с оставшимися моряками прибыло в Лас-Пальмас, куда прилетел директор ООО «Фордевинд». Он клятвенно обещал расплатиться: у фирмы, мол, временные трудности. Вскоре директор улетел, захватив с собой капитана и еще четырех членов команды. Затем исчез кок, остальные же моряки медлили: опасались, что если покинут судно, то его разграбят. А так оставалась надежда, что хозяин продаст теплоход и рассчитается с долгами. Затем и почти все остальные купили билеты домой за свой счет. На борту остались старший механик Александр Соколов и машинист Михаил Явников. В трюме пока еще была замороженная рыба. Когда рыбу продали, то вырученных денег хватило только на один билет. Старший механик попросил машиниста посторожить судно еще немного, пока он не вернется. Но, оставшись в одиночку в чужой стране без продуктов, без питьевой воды, Михаил Явников так и не дождался напарника. В кармане у машиниста было всего 150 евро.

Начинал свой день М. Явников с поисков еды. За время, когда сторожил судно, похудел на десять килограммов. Служил в том порту работник, грузин по национальности, он-то и не дал нашему Робинзону помереть с голодухи: часто из жалости приносил ему то питьевой воды, то пару бутерброды. Оставшиеся евро Явников растрачивал на телефонные разговоры с директором. Тот кормил его обещаниями: мол, подожди немного, скоро вышлю денег. Но деньги так и не пришли.

На судне оставались небольшие запасы гречки, которую машинисту иногда удавалось выменивать на консервы. Но в гречке завелся жучок, и ее пришлось выкинуть. С водой тоже оказались проблемы. В трюмах была залита техническая вода, которую в принципе пить нельзя, но у Явникова других вариантов просто не было, и он ее пил. А однажды обнаружил там плавающую крысу, после чего для него и этот «колодец» закрылся, пришлось искать в порту любую, хоть грязную, воду. Электричества на судне тоже не было: что-то приготовить было невозможно. Люди с заходящих российских судов иногда давали Михаилу немного хлеба. Правда, и хлеб машинист уже жевать не мог: выпали почти все зубы: вероятно, от употребления технической воды, а может, от нехватки витаминов.

Как-то появился неожиданный гость – капитан ошвартовавшегося рядом судна. Кубинец, который оказался почти что земляком: учился в Калининграде. Он, чем мог, помогал брошенному моряку, пока его судно стояло у причала. Наконец, Явников понял, что никто ему на смену не придет и нужно возвращаться домой. Позвонил в Мадрид в посольство, рассказал свою историю. Дипломаты потребовали прислать факсом подтверждение, что он действительно российский гражданин и находится на судне. Помощи от них получить не удалось. На последние деньги дозвонился до бухгалтера фирмы, но оказалось, что та уже работает в другом месте. В конце концов сердобольный грузин купил Михаилу Явникову билет до Калининграда.

Моряк и другие члены экипажа рефрижератора «Калининград» подали в суд за невыплату зарплаты, но ничего не добились, так как не удалось найти имущества ответчика.

Профсоюз как спасательный круг

Такая вот история – одна из сотен, подобных ей. Когда машинист Михаил Явников после целого года бедствий попал домой, то поделился с одной из газет своей обидой: «Дело не в деньгах. Я уже знаю, что денег за работу мне никто не заплатит. Печальнее другое: что я, как гражданин России, никому не нужен: ни там ни здесь». В мире циничного чистогана владельцы бизнеса, некоторые работодатели потеряли элементарное чувство человечности. И когда работник им больше не нужен, просто выбрасывают его на улицу, как бесполезную вещь, и забывают о нем навсегда. Дипломаты и политики, которые должны помогать попавшим в беду трудящимся за рубежом россиянам, не торопятся этого делать, так как с работодателями они братья по крови, покрывают друг друга. У нас вообще стараются не замечать работника с его проблемами.

Может, и не знал Михаил Петрович, что есть организация, которая готова постоять за него, – профсоюз. Один звонок в эту организацию и к тебе придут на помощь: обратятся в суд, прокуратуру, посольство. Словом, выручат. Тем более что Российский профсоюз моряков является частью Международной федерации транспортников (МФТ). У РПСМ налажено тесное сотрудничество с коллегами за рубежом, а у федерации имеется сеть инспекторов по всему миру.

Работодатели боятся таких мощных рабочих организаций, стараются их уничтожить. Вот и в эти дни руководители Архангельского тралового флота заставляют работников писать заявления о выходе из профсоюза. Угрожают штрафами, увольнением, лишением возможности выйти в рейс. Подать заявление о выходе из профсоюза вынуждены уже более 500 человек.

— Профсоюз – это своего рода страховка, – говорит председатель Дальневосточной региональной организации РПСМ Николай Суханов. – Человек может чувствовать себя защищенным, когда знает, что за его права будет бороться большая и сильная организация. Если нам подают тревожную весточку, что экипаж какого-то судна попал в беду, профсоюз связывается с консульским департаментом МИД. Если подтверждается, что у экипажа на исходе топливо, нет воды и еды, профсоюз изыскивает средства для обеспечения экипажа самым необходимым. Затем начинается работа по репатриации моряков: либо за счет государства, либо средств судовладельца, или своими силами. Большую помощь оказывает МФТ.

За последнее время ДВРО РПСМ провела 11 акций против «удобных флагов», а ее инспекторы посетили более 140 судов. После обращения профсоюза в соответствующие государственные органы судовладельцам пришлось списать суда возрастом более 30 лет, поскольку они несли угрозу жизни моряков. В региональную организацию обратились 55 экипажей с жалобами, которые касались невыплаты зарплаты. В их пользу взыскано через суд почти $2 миллиона.

Мне удалось побывать во многих российских портовых городах: в Калининграде, Питере, Мурманске, Архангельске, Находке, Южно-Сахалинске, Владивостоке, Астрахани, Новороссийске, перезнакомился почти со всеми лидерами РПСМ. Во всех названных городах работают проекты по спасению моряков, попавших в беду. Правда, не всегда уходящие в дальнее плавание моряки вступают в профсоюз. Наслушаются сказок со счастливым концом в крюинговых компаниях и думают, что пронесtт, что рейс будет удачным и без затрат на профсоюзные взносы. А потом застревают в какой-нибудь иностранной дыре без денег и продовольствия, как моряк Михаил Явников. Без посредника, без профсоюза крика о помощи Родина может и не услышать.

Газета «Правда», автор Альберт СПЕРАНСКИЙ, председатель совета Общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы»

↑ 

Наверх