24.04.2014

Целенаправленной кампании против СЗП не ведется

13 февраля 2014 года в порту г. Гдыня (Польша) инспектор Международной федерации транспортных рабочих (ITF), представитель  польского объединения «Солидарность» Анжей Кощик поднялся на борт судна «Братислава» (флаг РФ), управляемого ОАО «Северо-Западное пароходство» (СЗП), чтобы пообщаться с моряками. Это был рядовой визит с целью проверки коллективного договора, Декларации по Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС) и индивидуальных контрактов моряков. Такой комплект документов должен быть на каждом судне страны, ратифицировавшей конвенцию, вступившей в силу 20 августа 2013 года. Россия была 30-м государством, которое утвердило у себя этот свод правил, а значит, вышеперечисленные документы на судах под флагом Российской федерации (РФ) должны быть.

Контракты инспектору предоставили, но только на русском языке, что уже само по себе было странно – поскольку в соответствие с КТМС в обязательном порядке они должны быть и на английском.

Ознакомившись с документами, инспектор обнаружил, что условия найма на судне «Братислава» не соответствуют стандартам, предусмотренным конвенцией. Зарплата у моряков мизерная. Должностной оклад матроса 1-го класса – 9 700 рублей в месяц. В долларах это приблизительно $273, в то время как в соответствие с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) он должен составлять $585.

Кроме того, трудовые договоры содержали пункт, согласно которому моряк, списывающийся с судна по собственному желанию, обязан взять на себя расходы за прибытие на борт сменщика, что противоречит КТМС.

Анжей Кощик направил в адрес руководства СЗП нотис, в котором настоятельно рекомендовал связаться с координатором ITF в России Сергеем Фишовым, чтобы привести условия труда в соответствие с международными стандартами и заключить коллективный договор, соответствующий требованиям ITF.

СЗП на это уведомление инспектора сообщило, что минимальный размер заработной платы на судне установлен  «согласно рекомендациям ИМО», а предложение заключить договор, одобренный ITF, противоречит нормам КТМС.

Ни мало удивившись подобному ответу, Анжей Кощик обратил внимание представителей пароходства, что размер должностного оклада для моряков устанавливается Международной организацией труда (МОТ), а Международная морская организация (ИМО) не имеет никакого отношения к вопросам труда, и у этой организации иные задачи. При этом он опять указал, что должностной оклад (базисная ставка) матроса 1-го класса согласно рекомендациям МОТ с 1 января 2014 года составляет $585.

Пока шла эта переписка, 10 марта в порту г. Пори (Финляндия) теплоход «Русич-6» (флаг РФ), принадлежащий СЗП, попал под бойкот финских докеров, поскольку Финский профсоюз моряков (FSU) выяснил, что условия труда на этом судне также как и на т/х «Братислава» не соответствуют международным нормам.

Как сообщил координатор ITF в Финляндии Симо Нурми, заработная плата матроса составляет около $500, а сведения о ее выплате отсутствуют с 2013 года.

Представители Финского профсоюза моряков и ранее несколько раз обращались в компанию с требованием пересмотреть условия труда моряков, но эти призывы руководство компании не восприняло всерьез.

В ответ СЗП на своем сайте сделало заявление, в котором обозначило претензии представителей Финского профсоюза моряков «голословными и неподтвержденными обвинениями» и уточнило, что интересы работников плавсостава защищает Профсоюз работников водного транспорта (ПРВТ), который и одобрил коллективный договор.

 «ПРВТ РФ не входит в состав ассоциированных членов ITF. В составе членов ITF/FSU работники плавсостава пароходства отсутствуют. Исходя из этого, заявляемые  ITF/FSU полномочия на осуществление инспекционного контроля вопросов соблюдения Конвенции МОТ на территории Финляндии являются незаконными, а сведения о порядке выплат и размере минимальной заработной платы работников плавсостава пароходства – голословными и недостоверными», – пояснили в письме.

В этом же обращении СЗП отметило, что суда пароходства сертифицированы согласно КТМС, минимальная заработная плата соответствует закрепленным в конвенции стандартам, а судовладелец, «как социально-ответственная компания, полностью соблюдает конвенцию МОТ, в том числе в части информирования о подтверждении выплаты им заработной платы».

Несмотря на официальные объяснения компании, в середине марта СЗП получило очередное предупреждение о возможном бойкотировании судов в Бельгии: инспектор ITF Кристиан Роос посетил судно «Лазурит» (флаг РФ) и также обнаружил, что зарплата квалифицированного матроса не соответствует требованиям МОТ.

По результатам посещения в адрес СЗП было направлено письмо, в котором Кристиан Роос потребовал от компании повышения заработной платы членам экипажа и заключении коллективного договора с членской организацией ITF. Инспектор подчеркнул, что суда пароходства могут попасть под законные акции протеста со стороны морских профсоюзов Бельгии.

Аналогичное предупреждение поступило в пароходство и из Израиля, после того, как в порту г. Хайфа был проверен т/х «Нева-Лидер 5» (флаг РФ). Договор на этом судне также не соответствовал международным требованиям.

25 марта 2014 года СЗП на своем сайте выразило «недоумение в связи с непрекращающимися действиями» ITF в отношении судов компании.

В письме было указано, что ITF «изобретает «новые» обвинения в адрес пароходства», после чего продублирована информация о социальной добросовестности.

В завершение своего послания СЗП полностью возложило «всю административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность за вышеуказанные противоправные действия на организацию ITF, а также их представителей персонально, в случае незаконных действий которых правам и законным интересам экипажей, судам, грузам, пароходству или судовладельцам прямо или косвенно будет причинен какой-либо убыток или ущерб».

Несколько дней спустя на своем сайте сделал обращение ПРВТ, сообщив морякам, что «капитаны российских судов не только в праве, но и обязаны не допускать на борт» инспекторов ITF, поскольку проводить инспекцию на судах имеют право только уполномоченные должностные лица государства.

Информация о том, что ITF объявила травлю на пароходство, требовала пояснений, которые предоставил координатор ITF в России Сергей Фишов.

«Никакой целенаправленной кампании федерации против пароходства пока еще не ведется, поскольку если ITF объявит о такой акции, то администрация СЗП будет первой извещена об этом. На сегодняшний день к этому судовладельцу есть претензии членских организаций ITF Польши, Финляндии, Бельгии и Израиля. И работодатель предупрежден о том, что в этих странах его суда будут находиться под пристальным вниманием, – рассказал Сергей Фишов. – Кампания ITF может быть объявлена как против отдельных судоходных компаний, так и в отдельных регионах, где не соблюдаются права моряков. Так, например, ITF проводит кампанию «Черное море позора», которая направлена на улучшение условий труда моряков в акватории Черного моря.

Федерация – это объединение национальных профсоюзов транспортных рабочих. В разных странах для моряков существует разный уровень оплаты, однако ITF для истинного национального флага признает уровень заработной платы, основываясь на рекомендации МОТ, которая с начала 2014 года составляет $ 1 028. В то же время ITF определяет допустимый уровень заработной платы на судах 2 реестра не ниже судов удобного флага. И когда на рынке появляются суда с неприемлемо низкими стандартами, профсоюзы начинают действовать.

Неудивительно, что для ITF приемлемыми считаются коллективные договоры только ее членских организаций, поскольку они основаны на условиях, одобренных морскими профсоюзами во всем мире.

На судах СЗП коллективные договоры одобрены ПРВТ, членство которого в  ITF было приостановлено еще в 1997 году за нарушение политики федерации. Еще 17 лет назад ПРВТ визировал договоры, не соответствующие трудовым стандартам: уровень заработной платы был значительно ниже, чем требовали от работодателей другие профсоюзы – членские организации ITF.

Когда началась эта история, выяснилось, что большая часть судов СЗП принадлежит иностранным судовладельцам и передана пароходству (иногда через посредников) на условиях бербоут-чартера. То есть судовладелец за определенную плату предоставляет судно во временное пользование другой компании, которая в течение срока действия договора может распоряжаться судном по своему усмотрению и даже сменить флаг.

Так, судном «Братислава» владеет компания, зарегистрированная на Мальте, а значит, речь идет о претензиях не только к СЗП, но и к другим недобросовестным компаниям, прикрывающимся российским флагом.

Помимо этого, мизерные зарплаты в СЗП говорят о социальном демпинге. Работодатель платит значительно меньшие деньги своим работникам, чтобы за счет дешевой рабочей силы вытеснить с рынка морских перевозок конкурентов, которые платят зарплату, учитывая интересы моряков.

Профсоюзы, стоящие на страже интересов тружеников флота, не дремлют и прилагают все усилия для того, чтобы судовладельцы работали честно. Ни один владелец судна, экономящий на своих моряках, не будет обделен вниманием морских профсоюзов и ITF.

Рассказал Сергей Фишов и об инспектировании судов, о котором беспокоится ПРВТ.

«Все дело в том, что инспекторы ITF проверяют соответствие уровня трудовых и социальных стандартов на борту судов, соответствие требованиям международных норм, смотрят документы, которые должны быть в свободном доступе с того момента, как в силу вступила КТМС. И ошибка предполагать, что если инспектора ITF не пустят на судно, то судовладелец избежит всех проблем.

Поскольку суда осуществляют международные перевозки, а сеть инспекторов ITF покрывает практически все регионы мира, то, как гласит один из девизов ITF: «No place to hide» – «Нет места, чтобы скрыться». Это один из лозунгов борьбы против удобных флагов, под которыми судовладельцы уходят от налогов и скрывают свои доходы.

Иногда инспекторам даже показывают так называемые «письма счастья», смысл которых сводится к тому, что экипаж всеми условиями доволен и практически просит инспекторов не содействовать им в повышении им заработной платы. Похоже, в будущем вообще следует ожидать прошений моряков о готовности работать бесплатно и самим оплачивать питание и проживание на борту судна. Похоже, крылатое выражение «Мы не рабы – рабы не мы» приобретает несколько другую окраску…

СЗП сообщило Анжею Кощику, что ее работники ни в чем не нуждаются. Но что такое должностной оклад матроса 9 700 рублей, который при переводе в доллары никак не дотягивает хотя бы до минимальных $585? Это всего 56 рублей в час за нелегкую физическую работу в море, где постоянные стрессы, и люди долгое время оторваны от семьи и от дома».

P.S.: Пристальное внимание инспекторов ITF к судам СЗП уже стимулировало рост зарплаты в компании. Должностной оклад матросов увеличился до 12 400 рублей. Но и эта цифра все еще не отвечает международным стандартам, а значит, история еще не закончена.

↑ 

Наверх