27.02.2014

Не пускают на судно – есть что скрывать

«Если инспектора МФТ не пускают на судно, значит, есть что скрывать», – уверен координатор Международной федерации транспортников (МФТ) в России Сергей Фишов. Однако думать, что поднятый по распоряжению судовладельца трап является неопределимым препятствием для представителя профсоюзной организации-члена МФТ, не стоит.

К освещению этой темы подтолкнула ситуация, произошедшая на судне «Providence» (флаг Багам) во время проведения Недели действий против удобных флагов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона 3-7 февраля. Тогда моряки подняли трап и не пустили на борт проверяющих, сославшись на указание судовладельца.

– Наша задача не сводится к тому, чтобы любым путем оказаться на судне, – поясняет С. Фишов. – Решить разногласия на борту судна можно самыми разными способами. В частности, посредством переговоров с судовладельцем, которые можно провести по телефону.

Мне странно слышать от некоторых судовладельцев утверждения о том, что они по международным нормам имеют полное право не пускать нас на судно. Приводят в качестве веского аргумента Сводную конвенцию МОТ о труде в морском судоходстве (КТМС). В данном случае они лукавят, пытаясь трактовать положения этого документа в выгодном для себя свете.

Надо сказать, что до вступления в силу Сводной конвенции была проведена большая подготовительная работа специально созданным трехсторонним комитетом. В него вошли представители государств, судовладельцы в лице Международной судоходной федерации (ISF) и работники в лице МФТ. Эти стороны занимались непосредственно разработкой и согласованием текста конвенции.

– Другими словами, именно они являются авторами КТМС, – поясняет С. Фишов. –  Неужели кто-то думает, что судовладельцы и моряки хотели этим документом отгородиться друг от друга?!

КТМС следует рассматривать, прежде всего, как международный договор. Как и любой другой документ подобного рода, он подлежит исполнению всеми государствами после вступления в силу. На практике контроль за соблюдением требований КТМС cо стороны государств, ратифицировавших конвенцию, осуществляется соответствующими «уполномоченными должностными лицами». Такой контроль подразумевает под собой в том числе и инспекции судов, принятие необходимых мер по урегулированию возникших разногласий на борту на основании нарушений требований конвенции в случае поступления жалоб от моряков.

– Моряк во время следования судна в порт или стоянки сообщает местному инспектору МФТ о возникшей на судне проблеме, – говорит Сергей Фишов. – Тот идет на судно, чтобы разобраться в ситуации. Судовладелец распоряжается поднять трап, показывая, что инспектору МФТ здесь делать нечего.

Только вот с контролирующими исполнение КТМС органами, до которых в данном случае будет доведена вся необходимая информация, такой номер не пройдет. Они имеют полномочия для проведения более тщательной проверки, чем инспектор МФТ, по результатам которой должны быть устранены все выявленные нарушения. В случае веских оснований контролирующие органы вправе задержать судно.

– Также стоит обратить внимание на международный Кодекс по охране судов и портовых средств (ОСПС). Им судовладельцы пытаются прикрыться как щитом, лишь бы не пустить на борт судна посторонних лиц, которыми, по понятным причинам, для них  являются представители морских профорганизаций, – отмечает координатор. – При этом они умалчивают об одной важной детали. Согласно документу «каждое портовое средство должно иметь план охраны портового средства для взаимодействия судно/порт, он разрабатывается и выполняется на основе оценки охраны портового средства». Таким планом предусмотрены «процедуры для облегчения схода судового персонала на берег или кадровые замены, а также доступ на судно посетителей, включая представителей моряков, организаций, осуществляющих социально-бытовое обслуживание плавсостава на берегу, и трудовых организаций т.е. любых объединений работников для представительства и защиты своих прав на федеральном, региональном, местных уровнях и на уровне предприятия». Как видите, и здесь судовладельцы несколько лукавят.

Надо сказать, что инспекторы МФТ работают в тесном сотрудничестве со всеми контролирующими органами, включая портовый контроль (PSC). Это позволяет решать многие вопросы в оперативном порядке. Так что в наше время судовладелец, отдавая указание о поднятии трапа перед представителями профсоюзных организаций, запрещая членам экипажа встречаться с инспекторами МФТ, тем самым лишь усугубляет ситуацию. Так стоит ли ее доводить до абсурда?

БТО РПСМ

↑ 

Наверх