21.02.2014

Разница между ИМО и МОТ существует

Северо-Западное пароходство (СЗП) отреагировало на нотис представителя польского профсоюза «Солидарность» – инспектора Международной федерации транспортников (МФТ) Анжея Кощика с рекомендаций связаться с координатором МФТ в России Сергеем Фишовым для проведения переговоров по заключению колдоговора. Ответ СЗП сводится к тому, что ни руководство пароходства, ни моряки судна «Братислава» в этом не нуждаются. Так ли это?

Напомним, теплоход «Братислава» был проверен в  порту Гдыня (Польша). Выяснилось, что судно работает по коллективному договору Профсоюза работников водного транспорта (ПРВТ). По идее экипаж теплохода должен быть защищен своей профсоюзной организацией, в том числе по вопросам условий труда. Однако базисная ставка матроса 1-го класса на «Братиславе» почему-то составляет всего 9700 рублей в месяц ($275). В то же время Паритетная морская комиссия в рамках рекомендации Международной организации труда (МОТ) 1996 г. № 187 о заработной плате и продолжительности рабочего времени моряков и укомплектовании судов экипажами установила ее квалифицированному матросу (АВ) в размере $585.

С такой ставкой для АВ все выглядело бы достойно и в соответствии с международными нормами. К слову, согласно политике МФТ ни один моряк, работающий на судне под национальным флагом, не должен получать меньше уровня, установленного МОТ. В случае с теплоходом «Братислава» очевидно, что экипаж должен получать достойную зарплату, но ПРВТ с этой задачей не справляется, хотя она не такая уж и не выполнимая.

В доказательство можно привести Российский профсоюз моряков (РПСМ): на всех судах, работающих по колдоговору РПСМ, минимальные ставки оплаты труда не ниже рекомендованных МОТ. Вот вам и объяснение, почему на одних судах, в том числе под флагом РФ, зарплата очень низкая, на других – на порядок выше.

Отметим еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. На рынке морских перевозок существует жесткая конкуренция. Она обострилась сейчас еще больше из-за высоких фрахтовых ставок. Если одни нанимают дешевую рабочую силу, а другие – подороже, то о какой конкуренции может идти речь? Именно поэтому со стороны профсоюзов на Балтике под пристальное внимание попадают суда, вроде теплохода «Братислава», пусть и работающие под национальным флагом.

Все прекрасно понимают, что такое «дешевое» судно вытесняет другие суда, работающие с учетом интересов моряков, которым создаются достойные условия труда, платится высокая заработная плата, что автоматически означает большие издержки. На Балтике должно быть четкое понимание, что здесь все равны.

Судам как «Братислава» придется очень трудно, если их владельцы не сделают соответствующие выводы. Такие теплоходы могут попасть под акции МФТ в скандинавских портах захода. Что это значит? Это значит, что профсоюзы докеров и моряков, являющиеся членскими организациями МФТ, будут бойкотировать эти судна до тех пор, пока моряки на них не будут обеспечены достойными условиями труда.

Судно «Братислава» пока что под акции МФТ не попало. Однако Анжей Кощик направил нотис в адрес руководства СЗП с рекомендацией связаться с координатором МФТ в России Сергеем Фишовым для проведения переговоров по заключению соответствующего требованиям МФТ коллективного договора.

В ответном письме, присланном польскому инспектору, утверждается, что «....«Северо-Западное пароходство», которому принадлежит судно «Братислава» под российским флагом, является членом Профсоюза работников водного транспорта (не МФТ) и минимальный размер заработной платы согласован председателем профкома Константином Орловым согласно рекомендациям ИМО. На этом основании ваше предложение не имеет под собой оснований и противоречит нормам Международной сводной конвенции о труде в морском судоходстве (Конвенция, MLC), ратифицированной Россией».

В свою очередь Кощик во втором письме отметил, что «МФТ хотелось бы обратить внимание, что заработная плата моряков ниже рекомендованных минимальных ставок МОТ для матроса 1-класса (АВ). Вы написали «...минимальный размер заработной платы согласован председателем профкома К. Орловым согласно рекомендациям ИМО...». Это либо описка, либо вы не понимаете разницу между МОТ и ИМО. Еще раз обращаю ваше внимание, что минимальный уровень зарплаты матроса 1-го класса согласно рекомендациям МОТ с 31 декабря 2013 года составляет $585».

Подытоживая вышесказанное, РПСМ готов предоставить всем заинтересованным сторонам необходимые разъяснения в отношении заключения колдоговора, одобренного МФТ, и как привести контракты моряков в соответствие с требованиями Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC-2006).

БТО РПСМ

↑ 

Наверх