18.02.2014

Черное море: борьба с «возрастными судами»

Статистика показывает, что водный транспорт является более безопасным, чем автомобильный, железнодорожный или воздушный, но, к сожалению, несмотря на принимаемые меры для повышения уровня безопасности на море, число жертв растет. Об этом сообщает румынский портал «Suget Liber». 

В 2012 году произошло рекордное количество морских аварий, включая инциденты, связанные со столкновениями, посадкой судна на мель, пожарами и взрывами. Жертвами стали 981человек: моряки, рыбаки и пассажиры. 

В 2013 году количество затонувших судов уменьшилась, но показатель смертности остался высоким: в результате различных происшествий на море погибли более 600 человек.

«Suget Liber» особо выделил Черноморский регион, где, как и во многих других районах плавания, не обошлось без трагических событий.

В 2012 году здесь было зафиксировано четыре аварии, две из которых – с жертвами. Инцидент с сухогрузом «Вера» в Эрегли (Турция) повлек за собой семь жертв. Затем были турецкое судно «Ай К» и российский паром «Феруз». К счастью, в обоих случаях обошлось без смертельного исхода. Повезло также членам экипажа украинского теплохода «Юкка», который затонул в 10 милях от порта Эрегли после вспыхнувшего пожара на борту. Недалеко от Стамбула зимой 2012 года во время шторма ушел на дно российский сухогруз «Волго-Балт 199», а спасательный катер «Kiyiemniyeti» разбился о скалы, погибло 12 человек. 

Весной 2013 года несчастный случай произошел с украинским судном «Николай Бауман». Одиннадцать членов экипажа были спасены.

Наступивший год начался плохо для навигации по Черному морю. 8 января турецкое судно «Kalkava» затонуло близ порта Синоп (Турция). Через несколько часов теплоход «Леди Амар» постигла та же участь: из 18 моряков четверо пропали без вести. 7 февраля в ясную погоду катастрофа произошла с турецким грузовым судном «Elland». Это произошло в прибрежной зоне Болгарии: не всех моряков удалось спасти.

Статистика показывает, что большинство морских аварий произошло с участием судов старше 20 лет, техническое состояние которых не соответствовало стандартам безопасной навигации. Для подобных «возрастных судов» огромен риск аварий, особенно в плохую погоду.

Теплоходу «Elland» было 32 года. Более подходящим местом для него было бы предприятие по слому, однако судно почему-то оказалось в водах Черного моря. Перед выходом в последний рейс оно проходило инспекцию Государственного портового контроля (PSC) в порту Констанца. В ходе проверки были обнаружены 25 недостатков, шесть из которых привели к задержанию судна. Большинство проблем на «Elland» касались нарушений требований безопасности мореплавания. Дело теплохода «Elland» вызывает много вопросов. Например, почему же судну разрешили покинуть Констанцу с таким количеством недостатков? Существуют предположения, что причиной гибели судна стали вовсе не технические проблемы, а неправильная погрузка «Elland». Однако расследование, начавшееся по инициативе болгарских властей, еще не закончено.

О проблемах судоходства на Черном море не раз высказывались морские профсоюзы.  Для борьбы со старым флотом и главным образом с условиями труда моряков в этом районе плавания было запущена кампания Международной федерации транспортников (МФТ) – «Черное море позора». С мая 2012 года ее проводят морские профсоюзы в странах региона с целью сделать работу здесь безопасной и добиться достойных зарплат для моряков. По данным Российского профсоюза моряков (РПСМ), на Черном море работают около двух с половиной тысяч судов. Полторы тысячи из них старше 20 лет, среди которых 800 – старше 30 лет!

Кстати, именно на счету РПСМ находится подписание первого в истории коллективного договора, одобренного МФТ. Документ был разработан специально для судоходных компаний, чей флот работает на Черном море. Его главная цель – обеспечить моряков достойным заработком, страховкой здоровья и жизни и многими другими вещами, не характерными для этого региона плавания: с одной стороны, из-за нагрузки на компании в связи низким фрахтом и коротким временем работ, с другой – безответственности ряда судовладельцев.

Первыми, кому посчастливилось начать работать по коллективному договору РПСМ – моряки теплоходов «Rada»  и «Rapida», принадлежащие компании «Seatrans Consalting Ltd.».

↑ 

Наверх