29.01.2014

Труд без передышки

80 процентов аварий на флоте происходит из-за пресловутого человеческого фактора, вызванного усталостью и нечеловеческими условиями труда.

Минтранс подготовил приказ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания», который фактически снимает все ограничения по непрерывной продолжительности работы членов экипажей. Сейчас продолжительность работы на борту судна не должна превышать 120 календарных дней между двумя периодами отдыха. Эксперты считают, приказ Минтранса может привести к катастрофическим последствиям: увеличению аварий и росту заболеваемости моряков.

В первоначальной редакции проекта Положения в десятом пункте  говорилось, что максимальная продолжительность работы членов экипажей  между двумя периодами отдыха на берегу не должна превышать 120 календарных дней. В исключительных случаях: из-за задержки рейса, отсутствия транспорта продолжительность  работы на судне может быть увеличена по согласованию с первичной ячейкой профсоюза или другим представительным органом моряков до 150 дней. Однако в окончательной редакции, которую Минтранс представил на обсуждение заинтересованных сторон (представителей работодателей и профсоюза), формулировок, ограничивающих нахождение на судне моряков, уже не было.

В РПСМ  считают, что сделано это было в угоду работодателям, которым этот приказ «развязывает» руки и позволяет бесконтрольно увеличивать продолжительность пребывания моряков в рейсах.

Между тем в п. 4 Стандарта А 2.3 «Продолжительность рабочего времени и отдыха» Конвенции МОТ 2006 о труде в морском судоходстве, говорится, что при определении национальных норм должна приниматься опасность, связанная с усталостью моряков, особенно тех из них, кто обеспечивает безопасность мореплавания. Поэтому, по мнению РПСМ, в положении должны быть установлены ограничения не только по еженедельной продолжительности рабочего времени, но и по непрерывному нахождению моряка на судне от отпуска до отпуска.

Цифры (120 дней, в исключительных случаях – 150), на которых настаивает профсоюз, взяты не с потолка. Эти сроки научно обоснованы и прописаны в действующем Положении о рабочем времени и времени отдыха плавсостава судов морского флота, которое было утверждено постановлением № 11  Минтруда от 20.02.1996 года. Принятию этого положения предшествовал целый ряд уникальных психофизиологических и социологических исследований, в ходе которых  сотрудники НИИ гигиены водного транспорта Минздрава СССР  изучали влияние судовой среды и характера трудовой деятельности на функциональное состояние и работоспособность моряков при различных режимах плавания.  В ходе исследования было установлено, что предельно допустимый срок непрерывного пребывания на судне не должен превышать 4 месяцев. Более длительная работа ведет к изменению физиологических и психических функций организма и накоплению патологической усталости, что не позволяет моряку в полной мере выполнять свои обязанности. Между тем, по данным Государственного научного центра ФГУП «ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова», 80% причин аварий на морском транспорте связано с человеческим фактором, а именно усталостью членов экипажей судов.  

В РПСМ отмечают, что аналогичные ограничения по непрерывной продолжительности нахождения членов экипажей в рейсе установлены для судов Минобороны, а также рыбопромыслового флота. Однако чиновники Минтранса, вероятно, считают, что моряки торгового флота –  это «терминаторы», которые никогда не устают и могут сколько угодно находиться в море, поэтому и направили на согласование в Минтруд проект Положения без учета мнения РПСМ. Хотя изъятие из проекта Положения ограничений по непрерывной продолжительности работы членов экипажей на судах явно необоснованно и ухудшает условия труда моряков.

В связи с этим РПСМ уже направил обращение в Минтруд с просьбой при согласовании проекта приказа «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного плавания»  учесть мнение профсоюза.

МНЕНИЕ

Между тем против изъятия ограничений из Положения выступают и медики. «Морской профсоюзный вестник» связался с ведущим научным сотрудником ГНЦ РФ ФГУП «ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова», профессором Людмилой Мацевич:

– Людмила Моисеевна, как вы оцениваете решение Минтранса изъять из положения ограничения по пребыванию на судне?

– На мой взгляд, это недопустимый и безответственный шаг, который может привести к очень серьезным последствиям. Нахождение на судне больше 120 суток  вредно сказывается на организме. Это было доказано специальными исследованиями, в ходе которых изучалось психологическое состояние членов экипажа в зависимости от длительности пребывания на судне, а также вызванные этим физиологические изменения и заболеваемость. Оптимальная норма непрерывного пребывания на судне составляет два месяца, допустимая – три. После четырех месяцев работоспособность моряков резко ухудшается, снижается скорость реакции. А это все влияет на безопасность мореплавания.  Именно поэтому в  советское время, в 80-е годы, во всех пароходствах действовало жесткое правило: если судно находится в море больше 120 суток, то экипаж обязательно меняется. Смена экипажа проходила независимо от того, где находилось судно: в нашей стране или за границей.

– Между тем судовладельцы уверяют, что сейчас все эти нормативы утрачивают значение, поскольку суда стали более комфортабельные, и условия работы и проживания на них несравненно лучше, чем два-три десятилетия назад?

– Суда действительно  стали более комфортабельными. Моряки меньше работают физически, но при этом психологическая нагрузка на них  увеличилась в несколько раз.  Обусловлено это тем, что все процессы сейчас автоматизированы,  и моряк должен быстро и четко реагировать на все показания приборов.  Однако к концу рейса он уже не всегда в состоянии готов адекватно выполнять свои трудовые обязанности.

– Есть ли статистика влияния усталости, вызванной длительным пребыванием в море, на аварийность?

– Вся мировая практика свидетельствует, что 80 процентов всех аварий на флоте происходит из-за  пресловутого человеческого фактора.  При этом основной причиной ЧП является переутомление, когда замедляются реакции.   Причем хроническая усталость приводит к парадоксальным изменениям психики. Например, капитан, зная, что надо отдавать приказ о повороте руля направо, может отдать приказ о повороте руля  налево.  И это еще цветочки. Мало, кто знает, что фактически моряки испытывают такую же нагрузку на психику, как и космонавты. И те, и другие месяцами находятся в замкнутом пространстве. На моряков постоянно воздействуют шумы, вибрации, смена климатических условий.

– Как это сказывается на здоровье?

– В ходе длительного плавания у моряков меняется артериальное давление, меняется электрическое сопротивление кожи, что говорит о росте нервно-эмоционального напряжения. Например, в общей структуре заболеваний в первый месяц плавания доля неврологических расстройств, как правило, не превышает 4-6 процентов, во второй – 28-30, третий – 50-60, четвертый месяц  – 64-72 процента. Кроме того, развиваются хронические заболевания. Например, моряки по заболеванию глаз превышают общероссийские показатели в 4 раза, по болезням мочеполовых путей – в 2,7 раза, болезни органов пищеварения  – в 2,7 раза. Среди командного состава распространены сердечные заболевания.

 – Очевидно, что для успешной профилактики профзаболеваний среди моряков нужна и специализированная медицина…

– В том то и дело, что сейчас морская медицина находится в упадке. Даже по военным морякам исследования проводятся не в полном объеме. Гражданскими вообще никто не занимается. Последние глобальные  научные исследования по влиянию условий труда моряков на их здоровье проводились в 1993 году. С тех пор здоровье моряков чиновников не интересовало. 

↑ 

Наверх