27.01.2014

70 лет со дня снятия блокады Ленинграда

Сегодня, 27 января, исполнилось 70 лет со Дня полного снятия советскими войсками немецко-фашистской блокады  г. Ленинграда. Победа досталась дорогой ценой. На Нюрнбергском процессе звучала цифра 632 тысячи погибших, 97% которых – умерли от голода, но точные цифры не знает никто.

День снятия блокады города Ленинграда – значимое событие в городе на Неве. Ведь память о тех суровых испытаниях живет в каждой петербуржской семье.

У капитана Романа Федорова, родившегося в Ленинграде, дедушки по отцовской и материнской линии прошли всю войну.

С ним представителям Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков (РПСМ) пообщались на борту т/х «Baltic Meadow», ошвартовавшегося, как и другие суда, в преддверии празднования годовщины снятия блокады в питерском порту. «Baltic Meadow» работает по колдоговору РПСМ. Недавно у членов экипажа судна появился повод для радости: с 1 января 2014 года комсоставу и рядовым подняли зарплату.

– Мне хотелось бы сказать большое спасибо всем ветеранам и блокадникам за то, что отстояли наш город, – сказал капитан. – День снятия блокады это еще и дань памяти всем, кто сражался за Родину во время ВОВ.

Как рассказал моряк, дед капитана Иван Федоров дошел до Берлина, служил в артиллерийской разведке. Второй дед, Евгений Антошихин, тоже прошел всю войну. Судьба у него сложилась необычно. Евгений Иванович был политзаключенным, когда началась война, он оказался в одной из штрафных частей, которые направлялись на самые опасные участки фронтов и несли большие потери в личном составе. Евгений Иванович был ранен, но Бог словно берег его от смерти. Сейчас ветеран живет в Петродворце.

Воспоминания петербуржцев Александра Муравейникова и Алексея Лепенича, чьи близкие и родные защищали осажденный город, также связаны с блокадным Ленинградом.

cлева направо: 2-й механик Александр Муравейников и старпом Алексей Лепенич т/х «Baltic Meadow»

– У меня две бабушки пережили блокаду, – рассказал Александр. – Одну звали Фруза, другую – Антонина. Это было страшное время, которое не должно никогда повториться.

Все предки Алексея Лепенича из Питера.

– Мой отец – Рэм Павлович – блокадник, – сказал старпом. – Он родился в 1929 году. Когда враг приближался к Ленинграду, началась эвакуация населения. Его должны были вывезти из города вместе с младшим братом, однако он просто не успел уехать. Так отец остался в Ленинграде с моей бабушкой Любовью Алексеевной.

Летом 1941-го начались бомбардировки Ленинграда. Особую опасность для города представляли зажигательные бомбы. Они не взрывались как фугасные, а лопались, разбрызгивая вокруг термитные заряды. Ситуация усугублялась еще и тем, что дома в основной своей массе имели деревянные перекрытия, для которых такие «зажигалки», если их вовремя не погасить, были смерти подобны.

Справиться с ними – задача не из легких. Эти смертоносные бомбы тушили жители Ленинграда, включая детей, среди которых был и Рэм Павлович. Так удавалось избежать многих серьезных пожаров.

Зенитные установки, расположенные в разных частях города, обеспечивали противовоздушную оборону Ленинграда. Младший лейтенант Любовь Алексеевна входила в расчет одного из них, который нес боевое дежурство недалеко от Николо-Богоявленского морского собора. Она была стрелком. Всего их расчет сбил 17 самолетов.

– Когда начались налеты вражеской авиации, то в первое время по сигналу тревоги мой отец и бабушка всегда спускались в бомбоубежище, находившееся в подвале дома, – говорит Алексей. – Но потом у них, как и у многих блокадников, чувство страха притупилось. Налеты совершались нескончаемым потоком, поэтому они перестали укрываться в подвале, предпочитая оставаться дома.

Нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам защитникам Ленинграда постоянно снижались. Чем сильнее сжималось кольцо блокады, тем труднее становилось доставлять столь необходимые продукты питания в город. Особенно тяжелая ситуация сложилась в конце 1941 года, когда размер продовольственного пайка составлял: рабочим – 250 граммов хлеба в сутки, служащим, иждивенцам и детям до 12 лет – по 125 граммов. Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения, находившемуся на котловом довольствии, – 300 граммов, войскам первой линии – 500 граммов. Стоит отметить, что до 50% хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки.

– Знаете, как отец и бабушка делили хлеб? –  спросил дрогнувшим голосом Алексей. –  Каждый из них старался тайком подсунуть друг другу грамульку от своего скудного пайка. Когда они вместе ходили за водой, повсюду лежали трупы людей, скончавшихся от голода и холода. Люди буквально умирали на глазах: у костров, прямо в трамваях.

Но, пожалуй, самым страшным днем, который мог оказаться последним для отца и бабушки Алексея, стал тот, когда они проходили мимо дома, в который угодил снаряд. Под разлетевшимися осколками погибла вся семья, которая находилась от них всего в 20 метрах.

– Прорыв блокады 18 января 1943 года стал самым радостным событием в жизни моего отца и бабушки, – сказал Алексей. – Все защитники города обнимались, их глаза светились от счастья!

По глубокому убеждению Александра и Алексея, все, что связано с ВОВ, необходимо свято помнить. Одолеть такую фашистскую машину, когда порой приходилось рассчитывать на винтовку Мосина, ходить в штыковую атаку под пулеметным огнем ввиду отсутствия боеприпасов – дорогого стоит. Но раз отстояли Родину, значит, сражались не зря, и жертвы были не напрасными.

– Бабушка моя скончалась в возрасте 105 лет, – отметил Алексей. – Отцу сейчас 84 года, он находится в прекрасной физической форме.

Ветеран занимается специальной гимнастикой и подтягивается 15 раз. По признанию самого Алексея, ему да таких рекордов далеко.

Во время посещения теплохода «Baltic Meadow» представители БТО РПСМ раздали российским морякам «Ленточки Ленинградской Победы». Это небольшая полоска ткани двух цветов: оливкового и зеленого. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый – жизнь. Они также повторяют цвета колодки медали «За оборону Ленинграда» – главной награды блокадников.

«Ленточка» распространяется в рамках общегородских мероприятий, приуроченных к полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной Войны.

на фото вверху: часть особого батальона зенитчиков, ноябрь 1941 г., голод уже начался. На уникальной фотографии улыбающийся мальчишка в ушанке никто иной, как Рэм Павлович, третья справа в первом ряду Любовь Алексеевна.

БТО РПСМ
 

↑ 

Наверх