15.07.2013

Пиратство на государственном уровне

В демократической республике Сан-Томе и Принсипи (центральная Африка) неправомерно наложен арест на два судна, зафрахтованные шведской нефтяной компанией «Stena Oil». В ходе показательного судебного процесса капитаны судов были приговорены к трем годам лишения свободы каждый по обвинению в контрабанде. Теплоходы и груз были конфискованы, а фрахтователь, судовладельцы и капитаны должны выплатить штраф на общую сумму в 5 млн евро. Руководство «Stena Oil» уверено, что обвинения безосновательны.

В ходе суда обвиняемой стороне не дали возможность оправдаться, кроме того суд отказался рассмотреть факты, которые могли бы доказать невиновность моряков. По мнению фрахтователя, капитаны стали жертвами откровенной попытки властей Сан-Томе нажиться на зарубежной собственности: теплоходы и груз незаконно удерживаются.

А началась эта история 15 марта 2013 года, когда два судна, зафрахтованные «Stena Oil» находились неподалеку от побережья Сан-Томе и совершали погрузку с одного теплохода на другой. Море в тот день было неспокойное, и капитан дал приказ держаться ближе к берегу. Так оба судна оказались в территориальных водах Сан-Томе, что было обусловлено требованиями безопасности экипажа и окружающей среды.

Береговая охрана Сан-Томе появилась еще до окончания погрузки, и, как показали данные радиобмена, никакого недовольства тем, что суда находятся близ Сан-Томе, со стороны охраны не было. Однако позже капитанам было приказано зайти в порт. По прибытию моряков вызвали на допрос. Судовые документы и паспорта членов экипажей были отобраны.

Несмотря на большие усилия, приложенные компанией «Stena Oil», власти Сан-Томе отказались объяснить, на каком основании были задержаны моряки, а через пять дней капитанам предъявили обвинения в незаконном нахождении в территориальных водах республики и контрабанде. Фрахтователь заявляет, что они беспочвенны и надуманны, а суд имел показательный характер.

Спустя две недели после задержания, суд вынес обвинительный приговор: капитаны были осуждены на три года каждый, груз и суда конфискованы, общая сумма штрафа составила 5 млн евро.

– Мы просили власти Сан-Томе при рассмотрении дела обращаться к действующим национальному и международному законодательствам и изо всех сил пытались призвать их к здравому решению. Но на сегодняшний день мы потерпели поражение. Действия властей Сан-Томе прямо противоречат международному морскому законодательству, например, Конвенции ООН по морскому праву. Если власти Сан-Томе немедленно не освободят экипаж, суда и груз, мы обратимся в Международный трибунал. Поскольку очевидно, что процесс был шит белыми нитками, а приговор явно «натянут». Нас не покидает ощущение, что в деле были политические мотивы. Мы хотим поставить в известность мировое морское сообщество об опасности плавания вблизи и на территории Сан-Томе и Принсипи, – говорится в заявлении компании «Stena Oil».

Недавно стало известно, что власти Сан-Томе намерены репатриировать оставшихся на судах моряков, а сами теплоходы оставить вблизи побережья республики. Фрахтователь и судовладельцы настоятельно рекомендовали отказаться от этой идеи, так как ситуация, когда наполненный нефтью танкер оставлен возле берега в плохую погоду без экипажа, грозит обернуться экологической катастрофой. Увы, протест компаний не был услышан.

Эта история до боли напоминает ту, в которую попали российские моряки с теплохода «Myre Seadiver» в октябре 2012 года. Судно, предназначенное для охраны гражданских теплоходов, было задержано нигерийскими властями в порту Лагос, экипаж арестован и обвинен в контрабанде оружия, несмотря на то, что все необходимые документы на работу у команды были. Все судебные слушания, которые уже трудно сосчитать, заканчивались переносом заседаний, а очевидные вещи, доказывающие факт невиновности российских граждан, в упор никто не хочет замечать. Складывается впечатление, что в африканских государствах, где развито морское пиратство, появилась его разновидность: нелегальная конфискация судов и груза государством и арест моряков, что по большому счету ничем не отличается от бандитского захвата.




↑ 

Наверх