РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Так, в рамках инспекционной кампании, которая началась 1 сентября 2024 года и сконцентрирована на условиях труда и быта в рейсе, представители Российского профсоюза моряков обнаружили серьезные нарушения прав членов экипажа «Георгий Ушаков» (флаг Россия, ИМО 9210335). В их индивидуальных контрактах не указана сумма страховки в случае гибели работника в рейсе, соответственно, отсутствует указание на ближайшего родственника, который мог бы эту выплату получить.
Теплоход «Георгий Ушаков» стоит у причала Находкинского морского рыбного порта под погрузкой генерального груза на Певек. В его экипаже работают 14 российских моряков из разных регионов России. На руках у них имеются индивидуальные контракты, подписанные обеими сторонами договора. Как рассказал председатель Дальневосточной региональной организации РПСМ Николай Суханов, заработная плата выплачивается два раза в месяц. В трудовых договорах моряков указана почасовая тарифная ставка, поэтому посчитать полный заработок довольно сложно. Тем не менее, матросы получают в пределах 100 тысяч рублей. Н. Суханов обратил внимание, что минимальная заработная плата матроса 1 класса не должна быть меньше $666, что примерно составляет 60 тысяч рублей в месяц на судне под национальным флагом, — в этом плане на борту «Георгия Ушакова» придраться не к чему. «Отдельно ведется ведомость сверхурочных работ и выплаты суточных в инвалюте при нахождении за 12-мильной зоны РФ. Питание организовано на 610 рублей на каждого члена экипажа в сутки, жалоб на качество пищи и ассортимент продуктов не поступило», — добавил Николай Суханов.
Напомним, что с 1 сентября 2024 года Токийский и Парижский меморандумы о взаимопонимании о контроле судов со стороны государства порта проводят инспекционную кампанию по проверке условий труда и быта моряков в рейсе. В случае обнаружения серьезных нарушений в ходе проверок, суда могут быть задержаны портовыми властями до устранения замечаний. Все эти действия направлены на защиту интересов тружеников флота. В частности, во время инспекции проверяющие тщательно изучают условия договоров, где говорится о компенсации ближайшему родственнику моряка при наступлении несчастного случая со смертельным исходом на борту.
Николай Суханов уточнил, что страховые свидетельства, как требует Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве. на судне «Георгий Ушаков» имеются. Моряки застрахованы в компании «Росгосстрах» на случай вынужденной репатриации, финансовых последствий болезни, травмы или смерти.
— В случае гибели работника на борту в результате несчастного случая Социальный фонд России, где застрахованы все российские моряки, работающие на судах под российским флагом, выплачивает два млн рублей родственникам погибшего члена экипажа. В случае смерти моряка по естественным причинам, например, произошел инфаркт или инсульт, по страховому свидетельству «Росгосстраха», судовладелец получает компенсацию за расходы, понесенные компанией в результате смерти моряка, включая доставку тела и организацию похорон. Ближайший родственник компенсации за смерть моряка не получит, так как в индивидуальных контрактах моряков, работающих на судне «Георгий Ушаков» не указаны фамилии ближайших родственников и размер компенсации в связи со смертью. Это и есть нарушение судовладельцем статьи 60 пункта 2 Кодекса торгового мореплавания. Для сведения, в нем указано, что судовладелец обязан страховать жизнь и здоровье моряка. Сумма компенсации может быть указана в коллективном договоре при его наличии на борту, однако не на всех судах он имеется. Как известно, страховые компании производят выплату компенсации родственникам умершего, когда в трудовом договоре члена экипажа или в коллективном договоре между компанией и профсоюзом указан размер такой компенсации, — отметил председатель ДВРО РПСМ.
Николай Суханов также сказал, что выявленные нарушения в ходе проверки будут доведены до сведения инспекторов портового контроля и руководства судоходной компании Khatanga Maritime Trade Port», расположенной в Хатанге (Россия), для дальнейшего устранения нарушений.
В ходе встречи с моряками представители РПСМ рассказали о работе Российского профсоюза моряков. В частности, о том, что инспекторы труда РПСМ регулярно встречаются с моряками на местах, изучают их трудовые контракты и особое внимание обращают на условия страхования. Николай Суханов еще раз подчеркнул, что при найме на работу в контракте члена экипажа обязательно должна быть указана страховая сумма, которая выплачивается родственникам, либо пострадавшему, в случае смерти или потери трудоспособности моряком в период действия контракта.
Представители РПСМ ответили на все интересующие моряков вопросы. В дополнение передали им журналы «Морской профсоюзный вестник» и книги, рассказывающие о работе ДВРО РПСМ. Морякам было предложено вступить в ряды Российского профсоюза моряков. Экипаж судна «Георгий Ушаков» поблагодарил инспекторов ДВРО РПСМ за предоставленную информацию и работу по улучшению условий труда тружеников флота.
Фото: ДВРО РПСМ
Наверх