06.04.2023

Несвоевременный расчет – первый сигнал о том, что работодатель может бросить команду

Число моряков, брошенных без зарплаты в ОАЭ, начинает сокращаться. Эксперты предполагают, что это связано с ужесточением политики Эмиратов против  недобросовестных судовладельцев. Тем временем оставление экипажей в портах по всему миру – растущая проблема. Так, прошлый год стал рекордным по числу повсеместно брошенных моряков: 1555 членов экипажей на борту 113 судов. 

Знаковое решение

Являясь ключевым логистическим узлом для судоходных линий, порты ОАЭ принимают около 21 тысячи судов в год, по всей стране работают более 20 тысяч местных и международных морских компаний. В сентябре 2021 года власти Эмиратов приняли постановление, согласно которому операторам коммерческих судов грозят серьезные финансовые санкции за нарушение прав моряков. Так, на владельцев брошенных судов может быть наложен штраф в размере 20 тысяч дирхамов ($5,5 тысяч), а также дополнительный штраф в размере 10 тысяч дирхамов ($2,7 тысяч) за каждого оставленного на борту члена экипажа. Введенные Министерством энергетики и инфраструктуры ОАЭ меры обеспечивают более надежную защиту прав тружеников флота. Стоит добавить, что ОАЭ защищают интересы моряков, независимо от того, работают ли они на иностранном судне или под национальным флагом. Свои намерения власти страны донесли очень отчетливо – введенные меры стали эффективным сдерживающим средством, и теперь судовладельцы вряд ли захотят использовать территорию ОАЭ для того, чтобы бросить свой флот.

Судя по всему, это принесло свои плоды. «За последние несколько месяцев мы наблюдаем снижение числа случаев оставления моряков в ОАЭ, но в других странах количество судов, брошенных вместе с экипажами, растет. Недобросовестные судовладельцы находят способы облегчить свои финансовые трудности за счет других, поэтому государства порта должны проявлять особую бдительность, сталкиваясь со случаями, когда морякам задерживают или недоплачивают зарплату», – рекомендует менеджер по международным операциям Международной сети социально-бытового обслуживания и помощи морякам (ISWAN) Чираг Бахри.

Тревожный звоночек 

Действительно, когда судовладельцы сталкиваются с финансовыми трудностями, то могут бросить на произвол судьбы судно вместе с командой, зачастую это происходит за много миль от берега. Справиться с трудностями, а иногда даже выжить морякам помогают различные морские организации.  

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что по данным Международной федерации транспортников, в 2021 году наблюдалось увеличение числа жалоб от членов экипажей, где речь шла о задолженности по зарплате в течение двух месяцев, что, кстати, соответствует определению периода Международной организации труда о прекращении службы по невыплате зарплаты.

– Моряки могут считать нормальным не получать зарплату в течение нескольких месяцев, ожидая, что судовладелец вот-вот разберется с проблемами, но нужно понимать, что несвоевременный расчет – также первый сигнал о том, что работодатель собирается бросить команду и судно на произвол судьбы, – обращают внимание в МФТ.

Сердце отрасли

Согласно последнему отчету RightShip, за прошедшие 20 лет сумма долга по заработной плате морякам составила $40 млн, а на произвол судьбы оказались брошены 9925 тружеников флота, что, по мнению исполнительного директора ISWAN Саймона Грейнджа, не может не повлиять на наем и удержание кадров в судоходстве. Плохие условия труда и неопределенность в отношении заработной платы и гарантий занятости могут создать огромные проблемы для бизнеса.

«Моряки – сердце отрасли, – сказал он на проходившей в Дубае судоходной конференции ShipTech. – После пандемии мы наблюдаем возросший уровень нагрузки и психологического давления на них, перед отраслью встала реальная угроза дефицита высококвалифицированных кадров и обострилась проблема удержания персонала в отрасли. Дело в том, что на берегу есть гораздо привлекательнее альтернативы трудоустройства, да еще и более высокооплачиваемые».

ISWAN и Всемирный морской университет провели исследование, чтобы оценить влияние пандемии на моряков и их карьеру. Согласно полученным данным, в 2018 году во всем мире было брошено 50 судов, а в прошлом – в два раза больше. Кроме того, растет нехватка офицеров, уровень квалификации которых соответствует международным  требованиям, установленным в Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ). Ожидается, что дефицит офицеров, сертифицированных по стандартам ПДНВ, который сегодня составляет около 21 тысяч человек, к 2025 году возрастет до 60 тысяч человек.

«Сегодня у моряков мало стимулов, поэтому компаниям необходимо всеми способами давать им понять, что их ценят, – уверен Грейндж. – Если судовладельцы не удержат кадры, то не смогут работать. Профессия моряка остается невидимой – мало, кто на самом деле осознает, с какими трудностями люди сталкиваются в рейсе».

Источник hellenicshippingnews.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – Mike Hood/IMO




↑ 

Наверх