27.01.2023

«Вместе – гораздо проще, чем по отдельности»

Вчера, 26 января, в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова прошел круглый стол на тему «Реализация в Российской Федерации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве». В ходе него представители судовладельцев, круинговых компаний, Российского морского регистра судоходства и председатель Российского профсоюза моряков (РПСМ) Юрий Сухоруков выступили перед будущими судоводителями, курсантами третьего курса.

Так, Юрий Сухоруков подчеркнул важность Конвенции, вступившей в силу в августе 2013 года и получившей в профсоюзной среде название Билля о правах моряков: «Это четвертый важнейший столп в блоке конвенций по работе морского транспорта, наряду с СОЛАС, МАРПОЛ и ПДНВ, о которых все вы, конечно, знаете. Подробно ознакомиться с ней – в ваших собственных интересах, не только чтобы сдать экзамены и зачеты, но чтобы четко понимать, какие у вас есть права, и иметь возможность защитить их».

Он также отметил, что профсоюз делает многое для того, чтобы Конвенция была в полной мере имплементирована в российское законодательство, начиная с ее вступления в силу. «Долгое время в этой сфере существовала неопределенность. Например, по КТМС моряк может подать жалобу в морскую администрацию. Однако поначалу в капитаниях не знали, что с ней делать: вроде бы по Конвенции обязаны реагировать, а в российском законодательстве об этом ничего не прописано».

В настоящий момент процедура подачи жалоб на борту и на берегу урегулирована. Вообще вопросы, имеющие отношение к КТМС, решаются в ходе заседаний Межведомственной комиссии по подготовке к реализации в России КТМС, действующей при Минтрансе России, куда входит и РПСМ. Сделать удалось очень многое, имплементировав большую часть положений Конвенции в российское законодательство, однако есть и нерешенные вопросы – в первую очередь, это морская медицина и состав судовых аптечек. В частности, существует проблема возможности закупки на суда наркотических, психотропных лекарственных препаратов в связи с отсутствием у судовладельцев лицензии на фармацевтическую деятельность, связанную с оборотом наркотических и психотропных лекарственных средств, а также использования этих препаратов на судах. Ведь согласно российскому законодательству, наличие наркотических средств на судне разрешено, только если на борту есть медицинские работники. На подавляющем большинстве судов сегодня врачей нет.

Председатель РПСМ также рассказал курсантам, для чего нужен профсоюз: его члены – порядка 72 тысяч человек – могут рассчитывать на поддержку, когда сталкиваются с объективными трудностями – задержкой зарплаты, плохим питанием, какими-либо другими нарушениями со стороны судовладельца, – не только в России, но и во всем мире благодаря тому, что РПСМ является частью Международной федерации транспортников.

«Если права моряка нарушаются, Федерация может проводить различные акции с участием самих моряков и, например, докеров, такие как бойкоты, отказы от обработки судов и другие, – сказал Юрий Сухоруков. – Солидарность между представителями разных профессий позволяет МФТ эффективно защищать права моряков, потому что других методов иногда недостаточно. Вместе делать это гораздо проще, чем по отдельности».

Значительную роль профсоюза в помощи морякам и внедрении необходимых законодательных норм, соответствующих КТМС, в российское законодательство, подчеркнули и другие выступающие.

Пользуясь случаем, представители отрасли также коснулись проблемного для многих курсантов вопроса плавательной практики. В частности, представитель Волжского пароходства Павел Мартынов рассказал, что компания предоставляет курсантам, в том числе девушкам, возможность пройти практику. Генеральный директор Марлоу Навигейшн Россия Олег Шаботин в свою очередь также выказал готовность содействовать молодым морякам, однако отметил, что часто ему в своей практике приходится сталкиваться с труднообъяснимыми требованиями курсантов: «Кого-то не устраивает зарплата, кого-то – тип судна, кого-то – тоннаж. На мой вопрос: «Вы что, собираетесь его поднимать или толкать?», толкового ответа нет».

Главный специалист отдела освидетельствования морских систем менеджмента и трудовых норм в судоходстве Российского морского регистра судоходства Павел Землянский рассказал о деятельности РС по освидетельствованию судов на соответствие Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.

↑ 

Наверх