20.01.2023

Посреди Тихого океана не будет спасателей – экипажи должны быть подготовлены к оказанию помощи терпящим бедствие

Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского во Владивостоке ежегодно выпускает тысячи специалистов по всем направлениям морской отрасли. А в Дальневосточном морском тренажерном центре (ДВМТЦ) при университете обучающиеся проходят практическую подготовку, переподготовку и курсы повышения классификации с использованием эффектов полного погружения и современного тренажёрного оборудования, с точностью воспроизведённого с реальных судов.

В ДВМТЦ есть тренажёры, имитирующие работу на судне, и такое же оборудование, которое используют на судах.
Как рассказал заместитель директора ДВМТЦ по конвенционной подготовке, капитан Роман Романов, тренажёрный центр представляет собой виртуальное судно, заключённое в стенах здания с удивительным фасадом в виде трёх парусов.
«Суть виртуального судна в том, что все тренажёры объединены в одну сеть. То есть и мостик, и машинное отделение судна, и другие тренажеры, имитирующие судовые системы объединены в один комплекс, что является уникальным случаем в России, так как ни один тренажёрный центр в стране не формировался как единая целостная система. Здесь представлены все процессы, которые существуют на обычном судне. Более того, они универсальны — мы в состоянии моделировать любое судно, независимо от его рода деятельности, тоннажа, пропульсивной установки и условий окружающей среды», — сообщил Роман Романов.
Здание тренажёрного центра находится на берегу Амурского залива на возвышенности. Так, студенты и курсанты заходят в здание сразу на 6-й этаж и, словно в глубину океана, погружаются в тренировочные будни на нижние этажи.
В ДВМТЦ много уникальных тренажеров, один из них – крановый тренажёр, который представляет собой подвижную кабину на неподвижном основании, на котором слушатели и курсанты могут обучиться управлению различными крановыми установками. Если инструктор в системе ухудшает погодные условия, и на море образуются волны, а судно начинает испытывать бортовую и килевую качку, то платформа тренажёра тоже начинает двигаться в такт колебаниям судна. Более того, управляющей компьютерной системой полностью учтены весовые нагрузки (при наличии груза) и инерционные характеристики, свойственные для воспроизводимой на тренажёре ситуации.
В крановой базе тренажёра имеется ещё 6 моделей различных береговых и судовых кранов.
Ещё одним элементом комплекса является тренажёр судна обеспечения, или буксирное судно, которое находится в одном виртуальном пространстве с другими тренажёрами и может с ним взаимодействовать, полностью имитируя все действия судна.
В ДВМТЦ могут тренироваться несколько экипажей одновременно на разных судах, что позволяет выполнять глобальные задачи благодаря объединённой сети – подобной ей в России. Можно воспроизвести моделирование любых операций на море — от трубоукладки до спасения на воде. Также ДВМТЦ обладает картографическим покрытием практически любого района мира, при необходимости можно использовать любой регион плавания.
В общем, в виртуальном пространстве ДВМТЦ около 30-40 моделей различных судов. Заместитель директора по конвенционной подготовке добавил, что есть модели военных кораблей, а также виртуальные цифровые двойники судов, воспроизводящих суда от мостика до машинного отделения. Экипаж может делиться на команды, каждая из которой исполняет свою часть общей миссии: механики идут в центральный пост управления, штурманы — на мостик, а палубная команда — на кран.
В высокотехнологичной коллекции тренажёрного центра имеется и оборудование Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ).
«Например, посреди Тихого океана не будет никаких спасателей, поэтому экипажи должны быть подготовлены к оказанию помощи терпящим бедствие. Оборудование ГМССБ регламентируется Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море, также известной как СОЛАС (SOLAS). Помимо тренажёров ГМССБ в нашем комплексе есть реально действующая аппаратура связи ГМССБ. Экипажи могут оперировать оборудованием и отрабатывать задачи по связи во время спасательных операций, наладку коммуникации с береговой станцией и с другими судами.

Практически полное погружение в условия работы, как в открытом море, так и при плавании в стесненных условиях, осуществляется на полномасштабных тренажёрах с обзором 360 градусов, которые представляют собой имитацию размера реального навигационного мостика с окружающей его крупномасштабной ситуацией на панорамных стенах с помощью современных лазерных проекторов. На панорамных стенах можно даже воспроизвести штормовые условия, осадки различной интенсивности.

Не менее важными являются тренажёры систем управления движением судов (СУДС), машинное отделение, где установлен главный двигатель, комплекс по выживанию на море, в который входит бассейн 25 на 30 метров, глубиной 4 метра, оборудованный по последнему слову техники. В комплексе есть 2 типа вертолётных кабин, которые с помощью специальной крановой установки могут перемещаться по всему периметру бассейна. Один вертолёт служит для отработки навыков по спасению человека с поверхности воды, а второй вертолёт несёт функцию основного курса по эвакуации из кабины аварийного вертолёта под водой с использованием аварийных дыхательных систем. В этом случае тренируются навыки поведения людей в критической ситуации.
В комплексе по выживанию также находится «арктический бассейн» с системой охлаждения воды до +5 градусов.

«Когда человек впервые попадает в воду подобной температуры, даже в гидрокостюме, он может повести себя неадекватно. Наш организм устроен таким образом, что в такой ситуации он начинает спасать себя сам. При охлаждении организма первым делом начинает отключать лишнее, по его мнению, органы, например, пальцы рук, ног, конечности. Человек не сможет ни застегнуть молнию, ни подать сигнал, ни ухватиться за верёвку, ни подняться по штормтрапу. Это происходит с первых секунд и до нескольких минут. При тяжёлых переохлаждениях может развиться отёки внутренних органов: мозга, лёгких и других. Могут возникнуть тромбозы, а также может нарушиться сердечно-сосудистая деятельность и последняя стадия остановка сердца. В такой воде всё это может произойти минут за 20. Поэтому, когда человек попадает в такую воду, ему нужно понять принцип поведения организма, если человек мозгом готов, то и организм будет вести себя по-другому, — рассказал капитан Роман Романов. — Но для безопасности наших слушателей у нас тут ещё сауна есть, мы обеспечиваем их отогрев и туда-сюда гоняем».

По совету заместителя директора по конвенционной подготовке, в подобной ситуации, во-первых, не нужно никуда плыть, необходимо принять определённую позу – обхватить колени, чтобы сохранять тепло, и лежать на поверхности «поплавком»,   чуть-чуть проявляя двигательную активность для циркуляции крови. Остаётся только дождаться помощи.

При комплексной подготовке экипажа для судоходной компании ДВМТЦ может разместить команду в каютах на нижних этажах, то есть обеспечить полную подготовку на суше. В каюте есть всё необходимое — от кровати и душа с туалетом до индивидуальных спасательных средств. На верхних этажах есть и столовая с буфетом, где уставшие слушатели и курсанты могут подкрепиться.

Качество подготовки экипажей в соответствии с международными требованиями и современными вызовами сегодня важно, как никогда, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Это позволит сохранить уважительное отношение к российским морякам, всегда считавшихся высококлассными профессионалами и остающихся таковыми.

По материалам  primamedia.ru, фото: primamedia.ru

↑ 

Наверх