23.12.2022

ИМО и МОТ приняли руководство на случай оставления экипажей без помощи

На заседании совместной трехсторонней рабочей группы Международной организации труда (МОТ) и Международной морской организации (ИМО) принято руководство в отношении того, как действовать в случае оставления моряков без помощи – Draft Guidelines for port State and flag State authorities on how to deal with seafarer abandonment cases. Это сделано в ответ на значительное увеличение числа таких случаев. Так, МОТ сообщает: если в период с 2011 по 2016 гг. регистрировалось менее 20 подобных инцидентов в год, то в 2019 г. их было уже 40, в 2020 г. – 85,  в 2021 г. – 95. По данным на середину декабря 2022 года, эта цифра уже достигла 114 случаев.

Руководство направлено на улучшение координации между странами, включая государства флага и порта, государства, гражданами или резидентами которых являются моряки, и в которых действуют агентства по трудоустройству, где нанимались брошенные члены экипажей, в целях оперативного разрешения проблемы оставления, включая выплату зарплаты и репатриацию.

Новые меры основаны на соответствующих международных трудовых нормах МОТ, в частности Конвенции о труде в морском судоходстве, ранней резолюции МОТ-ИМО, принятой в 2001 году и соответствующих международных рамочных договорах и соглашениях ИМО с учетом тенденций и изменений в региональных и национальных законодательствах и практике.

Согласно КТМС, страны, в которых зарегистрированы суда и/или под чьим флагом эксплуатируется флот, должны обеспечить наличие системы финансовых гарантий для судов под этими флагами. Руководство настоятельно рекомендует государствам флага не реже одного раза в год проверять действительность таких гарантий. Тем временем государствам порта следует обращать на это внимание во время инспекций иностранных судов, заходящих в их порты. К государствам, в которых действуют круинговые агентства или службы трудоустройства, также обращен призыв регулярно проверять наличие в организациях действующей системы, обеспечивающей защиту моряков, которых они набирают и трудоустраивают.

Помимо этого, новые рекомендации касаются процедур, которым необходимо следовать странам в случае невыполнения судовладельцем обязательств по организации репатриации моряков и покрытию расходов на возращение домой, перечислению зарплаты и других предусмотренных договором выплат, а также покрытию расходов на удовлетворение первоочередных потребностей членов экипажей, включая медицинское обслуживание.

Процедуры включают разработку в сотрудничестве с профсоюзами моряков и судовладельцами национальных стандартных операционных процедур (СОП) для четкого определения ответственности и обязанностей компетентного органа и тех функций, которые должны выполнять различные причастные стороны. К ним относятся национальные советы по социальному обслуживанию моряков, судоходные агентства, организации моряков и судовладельцев, службы найма и трудоустройства моряков. 

Также в ходе встречи МОТ-ИМО обсуждалось важное значение совместной базы данных обеих организаций об оставленных без помощи экипажах и вопрос о необходимости ее усовершенствования. 

Добавим, что первое совещание трехсторонней рабочей группы собрало более 250 представителей и наблюдателей от правительств, судовладельцев и профсоюзов моряков. Совещание проходило в Женеве с 13 по 15 декабря 2022 года. 

Рекомендации доступны ЗДЕСЬ.

В Российском профсоюзе моряков подчеркивают, что только время покажет, станут ли эти и другие подобные идеи эффективными инструментами защиты прав человека на море. В любом случае глобальный характер судоходной отрасли в сочетании с проблемами, появившимися на фоне последних лет, требует более решительных действий, например, признать моряков ключевыми работниками. 

Источник imo.org; перевод ЦИА РПСМ; фото Mike Hood/IMO


↑ 

Наверх