22.12.2022

С 1 января 2023 года зона повышенного риска пиратства в Индийском океане будет удалена

Что отражает значительное улучшение ситуации с безопасностью в регионе.

Однако, отмечают эксперты, подготовка к рейсу, оценка угроз и рисков в соответствии с передовой практикой управления 5 (BMP 5) по-прежнему важны. В том числе в силе остаются процессы отчетности BMP 5 и присутствие международных военно-морских сил до дальнейшего уведомления.

Напомним, что инициаторами исключение HRA стали Международная палата судоходства (ICS), Балтийский и Международный морской совет (BIMCO), Международная ассоциация морских подрядчиков (IMCA), Международная ассоциация владельцев сухогрузов (INTERCARGO), Международная ассоциация владельцев танкеров (INTERTANKO) и Международный морской форум нефтяных компаний (OCIMF). Они объясняли свою позицию тем, что работать в регионе стало безопаснее – проблема пиратства сошла на нет.

Зона повышенного риска пиратства в Индийском океане была установлена более 10 лет в ответ на эскалацию активности сомалийских пиратов. HRA представляет собой участок морского пространства, где существует серьезная угроза нападений, и, соответственно, требуются дополнительные меры безопасности. Последний раз границы зоны корректировались в мае 2019 года, а в феврале 2021 года ее территорию решили снова пересмотреть. Толчком к этому послужили неоднократные просьбы правительства Кении вывести за границы HRA территорию ее исключительной экономической зоны (ИЭЗ), поскольку обстановка здесь давно спокойная. 

Что не изменится

Зона добровольной отчетности (VRA), находящаяся в ведении Управления морской торговли Великобритании (UKMTO), не изменилась. Судам, заходящим в VRA, рекомендуется сообщать в UKMTO и регистрироваться в Центре морской безопасности Африканского Рога в соответствии с передовыми методами управления для сдерживания пиратства и повышения морской безопасности в Красном море, Аденском заливе, Индийском океане и Аравийском море. 

Наличие международных военно-морских сил и военно-морских миссий Объединенных морских сил остается прежним. Следует продолжать проводить тщательную оценку угроз и рисков для всех рейсов на предмет угроз, указанных в разделе 2 BMP 5. Риски, которые эти угрозы представляют для торговых судов, будут зависеть от особенностей флота, грузов и рейсов.

Консультации по угрозам безопасности на море можно получить из различных источников, включая Новое руководство по угрозам в Индийском океане. В начале 2023 года его соавторы планируют выпустить пересмотренное издание, чтобы информировать судовладельцев, операторов и фрахтователей об оценке рисков во время рейса. Первоначально планируется сосредоточиться на Индийском океане и Черном море, а со временем расширить руководство по географическому признаку. По мере необходимости предоставленная информация будет обновляться.

Примечательно, что в качестве меры предосторожности с 5 по 9 января 2023 года оперативная группа по борьбе с пиратством под руководством ВМС Бразилии проведет операцию Mare Liberum III. Цель учений – обозначить продолжающееся присутствие военно-морских сил в регионе, важность соблюдения инструкций BMP 5 и безопасной навигации по рекомендованному Международному транзитному коридору.

Решение IBF

В Российском профсоюзе моряков добавляют, что 7 декабря 2022 года Международный переговорный форум IBF, куда входят профсоюзы и работодатели, тоже пересмотрел риски для торговых судов в районе африканского континента. В результате стороны достигли соглашение о том, что список зон IBF зон должен быть изменен, что отразит улучшение ситуации.

В частности, с 1 января 2023 года зона высокого риска IBF в Аденском заливе и у побережья Сомали и зона расширенного риска IBF в западной части Индийского океана и Красного моря будут удалены. Зона высокого риска IBF в Гвинейском заливе понижается до статуса зоны расширенного риска IBF  она расширяется за счет включения территориальных вод, портов и внутренних водных путей Нигерии и Бенина, а также недавно обозначенных вод Анголы.

 – Все остальные существующие обозначения останутся без изменений, – поясняют в РПСМ.

По материалам BIMCO; фото – ics-shipping.org


↑ 

Наверх