02.12.2022

Проект поправок в КТМ РФ может быть пересмотрен или временно снят с рассмотрения

Проект поправок в Кодекс торгового мореплавания РФ, в соответствии с которым документ дополняется новой статьей «Особенности перевозок грузов в морские порты Российской Федерации и из морских портов Российской Федерации», может быть пересмотрен или временно снят с рассмотрения – с критикой законопроекта выступили участники рынка. Об этом в ходе расширенного заседания межфракционной рабочей группы «Законодательная поддержка импортозамещения и создания рынков для отечественного бизнеса» заявил председатель группы, первый заместитель председателя комитета по транспорту Государственной думы России, депутат Рифат Шайхутдинов. «Мы готовим развернутую записку в Правительство РФ с просьбой либо существенно поменять этот законопроект, либо его отозвать, потому что текст не соответствует поручению Президента РФ», – сказал он. Об этом сообщает ИАА «ПортНьюс».

В Российском профсоюзе моряков напоминают, что изменения в КТМ РФ, дающая Правительству РФ право определять перечень грузов российских грузовладельцев для перевозок отечественными судами и устанавливать стоимость фрахта при их перевозке, подготовил Минтранс РФ. Так, ведомство предлагает дополнить КТМ статьей, определяющей, что перевозки российских отправителей и получателей грузов в российских морских портах осуществляются «с использованием судов, судовладельцами или бенефициарными владельцами которых являются российские лица». Перечень грузов, а также период, в течение которого осуществляются перевозки этих грузов, будет утверждать Правительство РФ. Кроме того, в КТМ предлагается внести дополнительный пункт, что при перевозке таких грузов «предельный размер фрахта определяется в порядке, установленном Правительством РФ, – в этом случае стороны применяют размер фрахта на уровне или ниже установленного предельного размера фрахта».

Вице-президент по работе с регионами, земельным и имущественным отношениям транспортной группы FESCO Сергей Сидоров высказал мнение, что законопроект содержит размытые формулировки и может привести к негативным последствиям для экономики страны: «Законопроект написан так, что он трактуется по-разному. Под формулировку «перевозка в морские порты Российской Федерации и из портов Российской Федерации» подпадают и каботажные, и импортно-экспортные перевозки. В настоящее время каботажные перевозки осуществляются преимущественно под флагом России. В отсутствии четкого перечня грузов под ценовое ограничение могут попасть каботажные контейнерные перевозки социально значимых грузов в районы крайнего Севера и Дальнего Востока. Практика оттока перевозчиков с данного рынка в 2021 году уже показала, насколько рынок чувствителен к снижению провозной оплаты. Обусловленный отсутствием экономической эффективности уход с рынка перевозчиков создаст реальную угрозу срыва Северного завоза». 

Кроме того, он отметил, что в настоящее время большая часть экспортных российских грузов перевозится судами под иностранным флагом. «Последствием принятия данного законопроекта может стать полная остановка отправки отечественных грузов из российских портов», – считает Сергей Сидоров. Более того, принятие законопроекта может привести к сложностям в перевозке импортных грузов из других стран в Россию иностранными судами.

В FESCO также полагают, что предусмотренный законопроектом механизм фиксации ставок фрахта ведет к ограничению конкуренции. 

Примечательно, что в ходе общественного обсуждения на Федеральном портале для размещения проектов нормативно-правовых актов, участники рынка дали на законопроект отрицательные отзывы: их оставили такие компании и организации, как ООО «Камчатское морское пароходство», FESCO, ПАО «ЛУКОЙЛ», АО «МХК «ЕвроХим», Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья и др.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что меры поддержки российского торгового флота должны быть выверены: препятствия судоходству – безопасной и своевременной доставке грузов – не допустимы.



↑ 

Наверх