28.09.2022

Риск взрывов растёт и  на  суше, и  на  море

В августе 2015 года в результате двух последовательных взрывов на контейнерном терминале в китайском порту Тяньцзинь погибло более 170 человек, около 800 получили ранения, а ущерб составил миллиарды долларов. Когда происходит катастрофа такого масштаба, необходимо извлекать  уроки, чтобы предотвратить повторение подобных ЧП в будущем.

К сожалению, спустя 5 лет, 4 августа 2020 года, в другом  оживленном морском порту произошел еще один мощный взрыв. На этот раз ЧП произошло  в порту Бейрута. В результате прогремевшего в ливанской столице взрыва  218 человек погибли, 7000 получили ранения, повреждения получили около 77000 квартир, 300 000 человек остались без крова. Понесенный  материальный ущерб оценивается примерно в $3,8 млрд-4,6 млрд. Этот инцидент считается одним из крупнейших зарегистрированных неядерных взрывов.

После взрыва в Тяньцзине звучали настойчивые требования  оценить случившееся и  гарантировать, что подобное  никогда не повторится. Однако последовавшая  катастрофа в Бейруте  не просто повторилась, но и оказалась более масштабной и разрушительной, чем та, которая произошла ранее в Китайском порту.

В обоих случаях причиной взрыва стало нарушение правил безопасности при  хранении аммиачной селитры. В Бейруте более 2750 тонн аммиачной селитры 7 лет пролежали  на складе без надлежащего присмотра. Уже после выводов, сделанных после пожара и взрывов в Тяньцзине, аммиачная селитра пролежала на складе в Бейруте еще пять лет.

С растущей частотой
Несмотря на уроки, которые можно извлечь из прошлых инцидентов, частота морских взрывов, похоже, растет. Они происходят и на борту судов в море, и в портах, и на стоящих на якоре судах.

В начале июня 2022 года на контейнерном складе недалеко от портового города Читтагонг, Бангладеш, несколько контейнеров взорвались и взлетели на воздух. Это произошло на территории частного склада, где обычно хранилась одежда и другие предметы, предназначенные на экспорт. Судя по всему, перекись водорода, которая хранилась  в контейнерах якобы без разрешения, предназначались для использования в текстильной промышленности. Из-за неправильной маркировки контейнеров пожарные не знали, с чем имеют дело. Они начали тушить пожар водой, а не противопожарной пеной, что привело к новым взрывам. Девять из 49 человек, погибших в Читтагонге, были пожарными.

Проблема пожаров и взрывов на борту судов терзает судоходную отрасль на протяжении столетий, однако в последнее время подобные происшествия участились, что в основном объясняется  увеличением количества перевозимых опасных материалов, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Важно, чтобы была правильная маркировка перевозимого груза, и обязательно проводился разбор инцидентов с тем, чтобы подобное не повторилось, ибо на кону стоит человеческая  жизнь.

Согласно Обзору морского транспорта за 2021 год, подготовленному Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, количество химических веществ, перевозимых морскими судами по всему миру в тонно-милях (одна тонна груза, перевозимого на одну милю), за последние два десятилетия увеличилось примерно на 88% .

Источник: seatrade-maritime.com, перевод ЦИА РПСМ
фото: Motiur Rahman Oni,  commons.wikimedia.org

↑ 

Наверх