РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Мать россиянина Юрия Страхова обратилась к руководству
страны с просьбой вмешаться в судьбу ее сына, который уже два года находится
под уголовным преследованием в Турции по обвинению в перевозке нелегальных мигрантов.
Все началось с того, что весной 2020 года по заказу клиента яхтсмен с 20-летним
стажем перегнал в Турцию из Хорватии яхту, но из-за начавшейся пандемии и
закрытия границ вернуться на родину не смог. Чтобы как-то свести концы с
концами, подрабатывал ремонтом яхт. На одной из них его задержали, обвинив в
незаконной перевозке мигрантов. Уже в полицейском участке Страхова жестоко
избили, и у него произошло отслоение сетчатки левого глаза. Собрать деньги на
неотложную и дорогостоящую операцию в Турции не вышло, а на родину для оказания
медпомощи переведенного из тюрьмы под подписку о невыезде российского капитана
местные власти не отпускают.
Невинная подработка закончилась тюрьмой
Как рассказывает мать, морем 42-летний Юрий Страхов,
родившийся в городе Волжском Волгоградской области, заболел в десять лет.
Именно тогда родители отдали его в один из местных яхт-клубов. После окончания
школы молодой человек получил высшее образование в Московском госуниверситете
экономики, статистики и информатики, освоив параллельно еще и четыре иностранных
языка. Впрочем, любовь к яхтам и путешествиям оказалась сильнее полученной в
вузе специальности. Пройдя соответствующее обучение в России и Израиле и
получив международные права, в качестве капитана Юрий Страхов управляет яхтами
уже почти 20 лет. За это время он избороздил практически все моря и океаны. Его
услугами для перегона фешенебельных судов и организации прогулок на них не раз
пользовался топ-менеджмент крупных российских и иностранных компаний.
В передрягу же он угодил два года назад, когда получил
очередной заказ на перегон яхты из Хорватии в Турцию. Доставив судно в Кемер,
на родину капитан в связи с начавшейся пандемией и закрытием границ вернуться
уже не смог. Несколько месяцев он с разрешения хозяина жил на пригнанной яхте.
Чтобы как-то сводить концы с концами, подрабатывал ремонтом катеров и яхт, в
чем тоже неплохо разбирался.
В конце июля 2020 года Юрия Страхова попросили
отремонтировать очередной катер в Мармарисе. После того, как работа была
выполнена, его попросили также помочь команде восстановить навыки управления
судном. В течение нескольких дней они выходили в море для практических занятий.
Затем новоявленные моряки заявили, что им надо отправиться в залив Гечек, где
компания провела пару дней, ночуя прямо на яхте. При этом в свои планы турки
россиянина, по его словам, посвящать не стали.
То, что судно вышло в море с непонятно откуда взявшимися на
борту несколькими десятками мигрантов, Юрий Страхов обнаружил, проснувшись рано
утром 30 июля. Курс яхта держала на Фетхие, где ее уже поджидала береговая
полиция. Увидев сбегавших с горы стражей порядка, управлявшие катером турки
успели скрыться, бросив его фактически прямо на ходу. Поняв, что яхту несет на
скалы, Юрий Страхов встал у штурвала и причалил к берегу. Там его и других
пассажиров весьма жестко встретили полицейские. В участке россиянина обвинили в
попытке незаконной перевозки мигрантов из Ливии и Сирии в Италию.
«Во время задержания и уже в участке капитан Страхов
подвергся сильнейшему избиению и пыткам, получил тяжелую травму головы и глаза,
ему более 50 часов не оказывали медпомощь, пытались заставить признаться в том,
чего он не совершал», – рассказал Иван Мельников, вице-президент российского
подразделения Международного комитета защиты прав человека.
Цель – вернуть в Россию
Сообщается, что за два года, которые длится судебное
разбирательство, подозрения в причастности россиянина к преступлению
подтверждения так и не нашли. Все подозреваемые и свидетели дали показания, что
на яхту Страхов прибыл по просьбе компании-арендатора только для того, чтобы
починить ее, а о целях, для которых она была зафрахтована, ничего не знал.
Более того, хозяин судна вообще полагает, что россиянин спас не только
находившихся на нем людей, но и его имущество. Тем не менее из тюрьмы под
подписку о невыезде Юрия Страхова выпустили только в июне прошлого года.
Сейчас моряк нуждается в срочной и сложной хирургической
операции, в противном случае может потерять глаз. В этой связи Иван Мельников
направил обращение к послу Турции в России с просьбой проинформировать о
сложившемся положении профильные органы власти страны. В частности, в нем говорится,
что столь необходимую Юрию Страхову операцию готовы по страховке бесплатно
провести в одной из ведущих московских клиник. Однако для этого необходимо
изменить россиянину меру пресечения на не связанную с лишением свободы
передвижения, чтобы он временно выехал из Турции для оказания врачебной помощи.
«Лишение права на лечение не признанного виновным
пребывающего у вас в стране по сомнительным обвинениям гражданина нарушает ст.
3 Европейской конвенции по правам человека, которая регулирует положение о том,
что "никто не может быть подвергнут пыткам, бесчеловечному или унижающему
достоинство обращению или наказанию"», – говорится в послании Мельникова в
адрес посла Мехмета Самара.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают: случаи
обвинения членов экипажей в перевозке мигрантов – не редкость. Так, капитаны
торговых судов тоже не раз подвергались судебному преследованию просто за то,
что спасали мигрантов в море. Также известно множество случаев, когда россиян с
помощью обманных объявлений о найме приглашали работать на туристических яхтах
в Средиземном море, а на деле вынуждали заниматься перевозкой мигрантов из
стран Африки и Азии на территорию Евросоюза. Подобные ситуации – важное
напоминание, что к вопросу о трудоустройстве необходимо относиться со всей
серьезностью, узнавать о работодателе больше самостоятельно и обращаться за
информацией в профсоюз.
По материалам издания «Коммерсантъ»
Наверх