05.09.2022

МФТ: под предлогом пандемии авиакомпании ухудшили условия труда сотрудников

Недавнее исследование Employer Responses to Covid-19 In the Aviation Industry (Ответ работодателей авиационной отрасли на пандемию Covid-19), проводившееся по инициативе Международной федерации транспортников (МФТ) и охватывающее период с марта 2020 года по май 2022 года, показало, что крупные компании использовали пандемию как предлог, чтобы заставить своих сотрудников подписать контракты на менее выгодных для них условиях. Помимо массового сокращения рабочих мест, авиаперевозчики, в том числе British Airways, Qantas и Lufthansa, использовали агрессивную тактику, включая «увольнение и повторный прием на работу» и аутсорсинг, а также ввели практику неоплачиваемых отпусков и замораживания заработной платы, чтобы перезаключить с сотрудниками трудовые договора на менее выгодных условиях. Все это – несмотря на значительную финансовую поддержку со стороны государства. Сегодня это обернулось против работодателей: в МФТ подчеркивают, что ухудшение условий найма привело к утрате доверия со стороны сотрудников и хронической нехватке персонала на фоне возвращения объема авиаперевозок к допандемийному уровню.

Та же работа с меньшей зарплатой

Практика увольнения с последующим повторным приемом на работу широко распространилась во время пандемии. Она подразумевает повторный наем сотрудника на менее выгодных для него условиях. Сообщается, что ряд авиакомпаний использовали эту практику, чтобы под угрозой отказа от повторного приема на работу заставить сотрудников пойти на худшие условия и сокращение заработной платы. Например, в Великобритании профсоюз Unite the Union согласился на временное уменьшение зарплаты, чтобы сохранить 1800 рабочих мест бортпроводников Ryanair. Точно так же Wizz Air, угрожая сокращением  1000 рабочих мест, добилась снижения уровня выплат сотрудникам на 14–22%. Согласно отчету, Qantas пригрозил бортпроводникам, что попытается расторгнуть коллективный договор, если они не согласятся на сокращение заработной платы.

Государственные выплаты прошли мимо работников

Всего в исследовании проанализированы и оценены действия 15 крупных авиакомпаний. Было установлено, что с марта 2020 года по март 2021 года в совокупности они получили около 137 миллиардов долларов государственной помощи. Однако эти деньги выделялись компаниям без каких-либо условий, то есть не оговаривалось, что какая-то их часть должна пойти на сохранение штата авиакомпаний. Что же из этого вышло?

Как сообщается в отчете, австралийская компания Qantas во время пандемии потребовала государственной поддержки в размере 2 миллиардов австралийских долларов. Несмотря на их получение, она сократила рабочие места и инициировала меры по реструктуризации, направленные на противодействие росту профсоюзного движения, особенно среди наземного персонала. Точно так же British Airways выделили 300 миллионов фунтов стерлингов из Фонда корпоративного финансирования правительства Великобритании. При этом компания все равно объявила о сокращении 12 000 рабочих мест в начале пандемии. Годом ранее она зафиксировала прибыль в размере 3,5 млрд долларов.

Отрасль пожинает плоды своих решений

«Пандемия Covid-19 стала беспрецедентным потрясением для авиационной отрасли, при этом авиаперевозчики по всему миру использовали ее как предлог для увольнений, ухудшения условий трудовых договоров и создания низкобюджетных дочерних компаний, – отметил Стивен Коттон, генеральный секретарь МФТ. – Сейчас авиационная отрасль пожинает плоды решений, которые принимались во время пандемии для защиты прибыли, но в ущерб работникам. Пока сотрудники перевозчиков успокаивают расстроенных путешественников и сортируют горы багажа, руководителям авиакомпаний, аэропортов и другим участникам авиаперевозок необходимо начать работать с властями и профсоюзами, чтобы устранить первопричины кадрового кризиса».

Он также подчеркнул, что без строгой координации действий внутри отрасли этот кризис не станет для сектора авиаперевозок последним: «Мы призываем всех участников отрасли перестать искать виноватых, как это происходило на протяжении  последних нескольких месяцев, и вместо этого сосредоточиться на структурных преобразованиях, необходимых, чтобы восстановить авиацию и сделать ее экономически, социально и экологически устойчивой».

Государственная поддержка должна предоставляться на выгодных трудящимся условиях

Автор отчета по результатам исследования д-р Кайла Санки отметила следующее: «Меры чрезвычайной правительственной поддержки могут оказаться незаменимыми для таких стратегически важных секторов, как авиаперевозки. Однако урок, который преподала пандемия, заключается в том, что для трудящихся самое главное, чтобы эта государственная помощь предоставлялась на условиях, которые были бы выгодны и им тоже. Опыт действия Закона CARES в США показывает, что профсоюзы могут влиять на формирование пакетов финансовой помощи, требуя от компаний сокращения заработной платы руководителей, сохранения рабочих мест, отказа от аутсорсинга и участия в коллективных переговорах».

Она считает, что вместо того, чтобы способствовать гонке на дно, то есть отмене ограничений и снижению стандартов государственного регулирования, помощь должна предоставляться правительствами на условиях, обеспечивающих ее рациональное использование в соответствии с социальными и экологическими целями, а не узкими коммерческими интересами. Это может подразумевать, в частности, сохранение заработной платы и условий найма, а также участие в коллективных переговорах.

Ознакомиться с отчетом можно здесь.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что подобное ухудшение уровня условий труда – это всегда шаг назад, причем не только для отдельной компании, но и для отрасли в целом, поскольку это неминуемо приводит к снижению принятых в ней стандартов. Это идет вразрез с интересами работников, которые совместными усилиями каждый в своей сфере защищают профсоюзы, в том числе РПСМ.

По материалам itfglobal.org

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх