29.08.2022

Сведения о подозрительных действиях на море важны для оценки существующих рисков

Центр обобщения информации (IFC) в Индийском океане опубликовал обзор ситуации с морской безопасностью в регионе за первые шесть месяцев 2022 года и прогноз на оставшуюся часть года. Ожидается, что общая тенденция в отношении краж, разбоя и пиратства на море сохранится, а число морских аварий вырастет. 

Грабеж, разбой и пиратство

С января по июнь 2022 года в общей сложности IFC зарегистрировал 59 инцидентов в Индийском океане. Это больше, чем за тот же период в 2021 и 2020 годах, когда отмечалось 42 и 57 происшествий соответственно, но меньше, чем в 2019 – 65 случаев. 

В первом полугодии наибольшее количество инцидентов было зарегистрировано в Сингапурском проливе, в порту Читтагонг (Бангладеш) и на якорной стоянке Белаван (Индонезия). Рост числа нападений, предполагают в Центре обобщения информации, вероятно, вызван сочетанием ряда факторов. Вполне возможно, что экономические последствия Covid-19 вынудили людей заняться морским разбоем, чтобы свести концы с концами; партнеры IFC стали активнее делятся информацией об инцидентах; грузоотправители перестали замалчивать происшествия; в отрасли возросла уверенность в том, что прибрежные власти отреагируют на разбой.

IFC ожидает, что во второй половине года общая тенденция в отношении морских преступлений будет соответствовать той, что наблюдалось в первые шесть месяцев. При этом эксперты не исключают всплеск преступной активности, поскольку воздействие Covid-19 остается непредсказуемым.

Наиболее уязвимым типом судов в отчетный период стали танкеры – на них приходится 20 инцидентов или 35% от общего числа, далее следуют сухогрузы – 33%. Остальные распределились следующим образом: буксиры c баржами – 10%, рыболовные суда – 10%, контейнеровозы – 3%, маломерные суда – 2%, баржи, автомобилевозы, прогулочные катера, нефтяные платформы – по 1%.  

Примечательно, что в Сингапурском проливе основной целью преступников остаются сухогрузы (50%), танкеры (36%), буксиры и баржи (14%). Это связано с тем, что такие суда обычно идут на небольшой скорости и имеют низкий надводный борт. На якорных стоянках и в портах мишенями чаще всего становятся танкеры и сухогрузы.

Рекомендации

IFC рекомендует сохранять бдительность и спокойствие: при обнаружении подозрительной активности вблизи судна немедленно сообщить об этом властям – в ближайшее прибрежное государство и государство флага; включить сирены; участвовать в программе добровольной отчетности IFC. 

Кроме того, важно следовать рекомендациям «Регионального руководства по противодействию пиратству и вооруженному ограблению судов в Азии» и принимать превентивные меры по защите судов. 

Морской терроризм

С января по июнь 2022 года инцидентов морского терроризма в регионе Индийского океана зафиксировано не было. Снижение же общего числа происшествий этого типа по сравнению с прошлыми годами, объясняют в IFC, вероятно, связано с жесткими мерами в области правоохранительной деятельности в странах региона, которые затрудняют осуществление преступной деятельности. В Центре обобщения информации прогнозируют сохранение низкого показателя морского терроризма во второй половине 2022 года, если региональные власти продолжат демонстрировать сдерживающие усилия.

Хотя в 2022 году не было зарегистрировано ни одного такого случая, властям рекомендуется сохранять бдительность и не ослаблять контроль, поскольку известные террористические группировки по-прежнему действуют в регионе, а значит, риск атак сохраняется.

Всем экипажам судов с низким надводным бортом и/или низкой скоростью – буксиров, небольших танкеров и прогулочных катеров, IFC советует оставаться на чеку. 

Аварии на море 

Всего же с января по июнь 2022 года в Индийском океане было зафиксировано 592 различных морских происшествий – самое большое с 2016 года количество инцидентов, которые регистрировались в первом полугодии. Скорее всего, отмечают в IFC, это связано с совершенствованием процесса сбора данных и отчетности в регионе.

Самыми распространенными инцидентами являются затопление или опрокидывание судов, за ними следуют дрейф, посадка на мель, задержание, пожары или взрывы на борту. Одной из возможных причин их роста стало ослабление ковидных ограничений в странах, поскольку в результате увеличился морской трафик – как следствие, повысился риск тех или иных аварий.

Основываясь на тенденциях последних двух лет, IFC ожидает увеличения числа происшествий, особенно в период с июля по октябрь в связи с приходом сезона дождей.

Окружающая среда

За первые шесть месяцев в зоне ответственности IFC был зарегистрирован в общей сложности 21 инцидент, связанный с окружающей средой и безопасностью. Так, 14 (66,7%) из них привели к загрязнению моря жидкими и твердыми веществами: девять – разливы и утечки нефти в Индонезии, Таиланде, Папуа-Новой Гвинее и Индии, еще пять – загрязнения твердыми отходами у берегов Китая и Мальдив, Индонезии. Например, у берегов последней с борта севшей на мель баржи в море упал уголь. 

Во вторую по величине группу из четырех происшествий (19%), обозначенную как «другие», вошли, кроме прочих, случаи, связанные с нарушением «Закона об охране дикой природы, повреждением рифа и несоблюдением правил и нормативных положений».

Кроме того, было зафиксировано два инцидента (9,5%), связанных с незаконной добычей полезных ископаемых в море. Это произошло в Индонезии и Малайзии.

Кибербезопасность 

С января по июнь 2022 года IFC сообщает об одном инциденте нарушения кибербезопасности. Он имел место на контейнерном терминале порта Джавахарлала Неру (Индия). Сообщается, что в результате атаки на компьютерные системы порта все суда пришлось перенаправить на другие терминалы в Мумбаи. Хакеры не оставили никаких следов, поэтому о мотивах атаки нет информации. 

В IFC считают, что количество таких инцидентов во второй половине 2022 года останется небольшим, поскольку отрасль продолжает уделять особое внимание мерам кибербезопасности и совершенствованию усилий по защите своих систем как в море, так и на берегу. 

Российский профсоюз моряков рекомендует принять к сведению отчет Центра обобщения информации в Индийском океане и прислушаться к советам IFC: сведения обо всех подозрительных действиях в районе стоянки или движения судна крайне важны для оценки существующих рисков и угроз. Таким образом, экипажи, работающие в регионе, получат четкое представление о подстерегающих опасностях и смогут принять своевременные меры для обеспечения безопасности. 

Источник safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх