26.08.2022

ИМО обновила Руководство по местам убежища для судов, нуждающихся в помощи

Международная морская организация добавила в документ ряд уточнений и разъяснений, а также общие положения, регулирующие случаи, в которые вовлечено более одного прибрежного государства. В новой редакции стало больше практических рекомендаций для прибрежных государств, спасателей, судовладельцев, государств флага и других организаций, которые тем или иным образом окажутся вовлечены в инцидент. Ожидается, что обновленное Руководство в ноябре 2022 года одобрит Комитет по безопасности на море, а затем примет Ассамблея ИМО.

Сообщается, что этот документ применяется только, когда судну требуется помощь, но прямой  угрозы для жизни людей нет. Если же затрагивается вопрос об охране человеческой жизни, то действуют нормы Международной конвенции по поиску и спасанию на море (Конвенция САР).

В уже действующем Руководстве по местам убежища для судов признается, что если теплоход потерпел аварию, наиболее оптимальным способом предотвращения ущерба или загрязнения в результате его постепенного разрушения является выгрузка с него груза и бункерного топлива и устранение повреждения в месте убежища, поскольку редко возможно эффективно ликвидировать аварию в условиях открытого моря. Однако такая операция может вызвать решительные возражения местных властей и населения из опасения, что она создаст угрозу для прибрежного государства как с экономической, так и с экологической точки зрения.

Поэтому предоставление доступа к месту убежища может привести к принятию политического решения только на основании конкретного случая при рассмотрении соотношения пользы для пострадавшего судна и окружающей среды, если его направят в место убежища, и риска, если теплоход будет у побережья.

Текущее Руководство действует с 2003 года. Однако с тех пор возникали различные спорные ситуации, в частности, когда теплоход терпел бедствие за пределами юрисдикции какого-либо прибрежного государства или были задействованы несколько из них. Поэтому в Руководство решили внести уточнения и разъяснения, а также общие положения, которые помогут прибрежным государствам в определении мест убежища для судов.

Обновленное Руководство не только проясняет вышеупомянутые ситуации, но и составлено так, чтобы различным вовлеченным сторонам было проще в нем ориентироваться. Например, капитан сможет напрямую перейти к разделу 2.1, чтобы узнать, что требуется от него, а спасатели прочитают о необходимых действиях в разделе 2.2.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что государства часто неохотно пускают в свои порты поврежденные суда, которые могут представлять опасность. Одним из громких случаев, в частности, был инцидент с контейнеровозом MSC Flaminia в июле 2012 года. После того, как эвакуировали всех членов экипажа, кроме одного, объявленного пропавшим без вести, практически уничтоженное огнем судно около двух месяцев пытались провести в европейские территориальные воды, однако ни одно прибрежное государство не оказало ему помощь. В итоге спустя время только Германия, где MSC Flaminia была зарегистрирована, дала разрешение на ее заход. В РПСМ считают: важно разработать такие нормы, которые в таких случаях обеспечат максимальную безопасность морякам и окружающей среде.

По материалам Maritime Cyprus, фотография – ИМО

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх