25.08.2022

Судовладельцы пытаются аннулировать Зону повышенного риска пиратства в Индийском океане

Так, 22 августа 2022 года в адрес Международной морской организации (IMO) для рассмотрения на очередном заседании Комитета по безопасности на море было направлено Уведомление об аннулировании Зоны повышенного риска пиратства HRA в Индийском океане с 00:01 UTC 1 января 2023 года. Международная палата судоходства (ICS), Балтийский и Международный морской совет (BIMCO), Международная ассоциация морских подрядчиков (IMCA), Международная ассоциация владельцев сухогрузов (INTERCARGO), Международная ассоциация владельцев танкеров (INTERTANKO) и Международный морской форум нефтяных компаний (OCIMF) объясняют свою инициативу тем, что работать в регионе стало безопаснее – проблема пиратства сошла на нет. Добиться этого удалось в основном благодаря согласованным усилиям региональных властей и международных партнеров. Действительно, с 2018 года у берегов Сомали не было зарегистрировано ни одного пиратского нападения на торговые суда.

Российский профсоюз моряков обращает внимание, что это событие не имеет никакого отношения к решениям Международного переговорного форума – IBF. Это означает, что на моряков, работающих в зонах HRA, в том числе в Зоне повышенного риска пиратства в Индийском океане, продолжают распространяться условия коллективных договоров стандарта ITF и IBF, которые с поправками вступили в силу 1 марта 2022 года. На практике это – применение определенных льгот: бонус, равный базовой ставке, который выплачивается минимум за 5 дней пребывания в зоне риска IBF; удвоенная компенсация в случае инвалидности или смерти моряка; право отказаться от плавания в опасном районе с последующей репатриацией за счет компании и выплатой компенсации в размере двухмесячной базовой ставки. В РПСМ подчеркивают: условия труда в зонах риска IBF могут быть изменены только решением Международного переговорного форума, в котором участвуют судовладельцы и морские профсоюзы, в том числе Российский профсоюз моряков.

По-прежнему список зон риска IBF включает: 

IBF Warlike Operations Area – 12 морских миль от Йемена, включая все порты Йемена, кроме Транзитного коридора морской безопасности (MSTC) в Красном море;

IBF High Risk Area – Аденский залив и 12 морских миль от восточного побережья Сомали; 

IBF High Risk Area – Гвинейский залив, определенный территориальными водами (на расстоянии 12 морских миль от берега), портами и внутренними водными путями Нигерии и Бенина, за исключением морской запретной зоны (MEZ), зоны безопасной якорной стоянки (SAA) и зоны Ship-to-Ship (STS); 

IBF Extended Risk Zone – западная часть Индийского океана и Красного моря до границы Йемена/Саудовской Аравии (16⁰ 22’N), включая Транзитный коридор морской безопасности  (MSTC), но исключая IBF Warlike Operations Area и IBF High Risk Area; 

IBF Extended Risk Zone – MEZ, SAA, STS; 

IBF Extended Risk Zone – Гвинейский залив от границы Либерии/ Кот-д'Ивуара до границы Конго/Анголы, за исключением IBF High Risk Area. 

С 1 марта 2022 года по решению Международного переговорного форума – IBF список дополнился тремя зонами боевых действий – IBF Warlike Operations Area: Азовское море – к северу от 46° северной широты, северный регион Черного моря и все морские порты Украины. 

Список зон риска IBF в обязательном порядке должен храниться на борту судна и в любое время быть доступен членам экипажа. 

Что касается отправленного в Международную морскую организацию Уведомления, то его Комитет ИМО по безопасности на море рассмотрит 31 октября 2022 года. 

Инициаторы исключения HRA в Индийском океане в своем обращении отметили, что «это решение стало результатом почти 15-летнего целенаправленного сотрудничества по снижению угрозы пиратства в Индийском океане. Благодаря многолетним совместным  усилиям военных, политиков, общественности и участников судоходной отрасли сегодня операторы и моряки могут гораздо спокойнее работать в этих водах». 

– Мы выражаем признательность и благодарность  всем труженикам флота и работникам оффшорного сектора, которые в течение этого времени поддерживали безопасное функционирование международной торговли в регионе. Тем не менее, чтобы продолжать снижать риски, возникающие в изменчивой, непростой и потенциально опасной среде, необходимо проводить оценку рисков и следовать передовым методам борьбы с пиратством, – говорится в заявлении. 

Так, перед рейсом судовладельцы рекомендуют обращать внимание на свежие сводки по морской безопасности от организаций, участвующих в программе Зоны добровольной отчетности – VRA и следовать «Наилучшей практике борьбы с пиратством» – ВМР5. Это руководство по-прежнему служит источником ценных советов для участников судоходной отрасли, с учетом которых экипажи могут проводить эффективную оценку угроз для каждого рейса и свести к минимуму риски, связанные с сохраняющимися проблемами безопасности в регионе. Судовладельцы также подчеркнули, что будут продолжать следить за ситуацией и обновлять рекомендации по безопасности на море, чтобы поддерживать безопасный транзит судов и минимизировать опасность для моряков. Кроме того, важное дополнение – предполагаемое аннулирование HRA в Индийском океане не ведет к изменению границ Зон добровольной отчетности, которые устанавливает Управление морского транспорта Великобритании – UKMTO: судам, участвующим в программе VRA, рекомендуется отправлять информационные сводки в UKMTO и регистрироваться в Центре морской безопасности Африканского Рога (MSCHOA).

По материалам ics-shipping.org


↑ 

Наверх