24.08.2022

Пиратство и пандемия: морская преступность в Юго-Восточной Азии в 2020-2022 годах

Пандемия коронавируса тяжело отразилась на морской отрасли, в том числе вызвав продолжительный кризис смены экипажей, отголоски которого заметны и сегодня. Помимо прочего в самом ее начале в марте 2020 года высказывались опасения, что морская преступность в Юго-Восточной Азии возрастет вследствие прогнозируемого глобального экономического спада. Как в последние два года ситуация в регионе складывалась на самом деле и почему в период пандемии его не накрыла очередная волна пиратской активности недавно рассказала компания Dryad Global, специализирующаяся в сфере морской безопасности.

Краткие итоги

Так, в действительности хотя количество случаев пиратства и разбоя в регионе в 2020 году увеличилось, их все же было намного меньше, чем во время предыдущих всплесков. А в 2021 году частота нападений снизилась до допандемийного уровня. При этом самой неблагополучной «горячей точкой пиратства» в Юго-Восточной Азии стал Сингапурский пролив, где с конца 2019 года количество атак значительно возросло.

Меры по борьбе с пиратством и морским разбоем, которые осуществляли как власти региона, так и отдельные компании, коллективно и индивидуально, помогли в значительной степени сдержать всплеск пиратской активности во время пандемии.

Тенденции 2021 года продолжились и в 2022 году: сегодня Сингапурский пролив по-прежнему остается «горячей точкой пиратства», в то время как почти во всех других частях региона число нападений сократилось. Однако во второй половине 2022 года количество пиратских инцидентов может немного увеличиться из-за экономических проблем, вызванных спецоперацией в Украине.

История вопроса

Пиратство и морской разбой (PSR) – извечная проблема Юго-Восточной Азии. География региона характеризуется большими морскими пространствами, обширными архипелагами и спорными морскими границами. Региональные военно-морские силы, береговая охрана и другие гражданские морские правоохранительные органы имеют ограниченные ресурсы для патрулирования и контроля за незаконной деятельностью в территориальных водах своих стран, крупных исключительных экономических зонах (ИЭЗ) и протяженных архипелажных водах. Эффективному межгосударственному сотрудничеству в борьбе с пиратством в ряде случаев препятствуют  соображения суверенитета. Морские пути, узкие проходы и гавани Юго-Восточной Азии – одни из самых загруженных в мире, а многочисленные курсирующие по ним торговые суда являются удобными мишенями для морских преступников. Коррупция в вооруженных силах, гражданских правоохранительных органах и портовых администрациях усугубляет проблему. Неблагоприятные социально-экономические условия в прибрежных районах часто заставляют местных жителей идти на преступления, чтобы свести концы с концами, особенно во время экономических кризисов. 

Однако за последние два десятилетия правительства Юго-Восточной Азии приняли меры по повышению безопасности и борьбе с преступностью в своих портах, территориальных водах и ИЭЗ. И, несмотря на озабоченность по поводу суверенитета и спорных морских границ, государства региона выдвинули эффективные инициативы для расширения практического сотрудничества на море и обмена информацией. В результате уровень нападений в Юго-Восточной Азии резко сократился, хотя проблема осталась и периодически обостряется.

Во время прошлых кризисов, финансовых и экономических, ситуация с пиратством ожидаемо резко обострялась. Поэтому, когда в марте 2020 года была объявлена  пандемия, возникли опасения, что морскую преступность в Юго-Восточной Азии ожидает новый подъем. Поскольку страны закрыли свои границы, чтобы сдержать распространение вируса, суда были вынуждены стоять на якоре за пределами портов и якорных стоянок, и они представляли собой заманчивые мишени для морских грабителей. Сокращение коммерческой деятельности повысило вероятность ухудшения социально-экономического положения местного населения. А поскольку правительства были вынуждены направить дополнительные финансовые ресурсы для борьбы с распространением вируса, бюджеты военно-морских сил и береговой охраны оказались под угрозой сокращения. Тем не менее несмотря на то, что количество морских преступлений в 2020 году возросло, оно не достигло уровня предыдущих всплесков, а в 2021 году и вовсе уменьшилось до допандемийного  уровня. Почему же это случилось?

Пиратство и морской разбой во время пандемии

Сбором и публикацией статистических данных по пиратству в Юго-Восточной Азии занимаются несколько организаций. Двумя наиболее известными являются Центр сообщений о пиратстве Международного морского бюро (IMB-PRC) в Куала-Лумпуре и Центр обмена информацией Соглашения о региональном сотрудничестве по борьбе с пиратством и вооруженным ограблением судов в Азии (ReCAAP-ISC) в Сингапуре. Первая – это неправительственная организация, созданная в 1992 году и финансируемая частными компаниями морского сектора. ReCAAP в свою очередь – межправительственное соглашение, подписанное 14 странами в 2004 г., в котором в настоящее время участвует 21 сторона, включая США и несколько европейских стран. Его Центр обмена информацией был создан в 2006 году для облегчения обмена информацией и оперативного сотрудничества между сторонами соглашения. Третьим источником статистики  является Центр обработки информации (IFC). Он был создан в 2009 году как многонациональный центр обмена данными по вопросам безопасности на море и располагается на военно-морской базе Чанги в  Республике Сингапур. Четвертый источник данных – Центр морского информационного сотрудничества и повышения осведомленности (MICA), находящийся в ведении ВМС Франции в Бресте.

Тем не менее данные, предоставленные четырьмя организациями, не дают полной картины ситуации с пиратством в регионе. Дело в том, что капитаны не всегда сообщают об инцидентах с судами, потому что это приводит к задержкам рейсов и повышению страховых тарифов для их компании. В результате приходится иметь дело с занижением статистики. Кроме того, IMB-PRC и ReCAAP-ISC ввиду политической деликатности темы пиратства присваивают местам инцидентов разные географические дескрипторы, то есть последний использует более нейтральные географические дескрипторы, такие как «Малаккский пролив и Сингапур» или «Южно-Китайское море», вместо того, чтобы указывать конкретные страны. Особенно чувствительным в этом отношении государством является Индонезия. Тем не менее данные всех четырех организаций являются бесценным источником информации для аналитиков по морской безопасности.

Статистические сведения из четырех центров за период с 2019 по 2021 год различаются, причем иногда заметно, но демонстрируют одни и те же общие тенденции: в 2020 году, при первом ударе пандемии, количество случаев пиратства и грабежей на море в Юго-Восточной Азии выросло на 15-20%, а в 2021 году сократилось примерно до уровня 2019 года.

Хотя в 2020 году произошел всплеск инцидентов, их количество было ниже, чем во время предыдущих подъемов. Ранее морская преступность значительно усилиливалась в период с 2009 по 2011 год из-за мирового финансового кризиса, а также с 2014 по 2015 год, когда цены на нефть упали и преступники нападали на небольшие танкеры-продуктовозы, перекачивали с них топливо и потом продавали на черном рынке. Более того, большинство нападений в Юго-Восточной Азии во время пандемии носило скорее случайный  характер, сопровождалось низким уровнем насилия. В основном это были мелкие кражи, совершаемые преимущественно в темное время суток.

Как в глобальном, так и в региональном масштабе количество пиратских инцидентов снизилось на второй год пандемии. Так, IMB-PRC в 2021 году зафиксировал всего 132 инцидента во всем мире, что стало самым низким показателем с 1994 года. Для сравнения, в 2020 году количество нападений составило 194. ReCAAP-ISC сообщил о 82 случаях в Азии в 2021 году по сравнению с 97 в 2020 году, то есть их было на 15% меньше.

Сингапурский пролив – «горячая точка пиратства»  

Самым неблагополучным районом в Юго-Восточной Азии во время пандемии был Сингапурский пролив. Протяженность этой водной артерии составляет около 100 км, ежегодно по нему проходят более 100 000 судов, перевозя грузы на миллиарды долларов. Три прибрежных государства – Сингапур, Индонезия и Малайзия – отвечают за безопасность в проливе каждое в  своих территориальных водах. Еще до пандемии количество нападений на торговые суда в этих водах росло. IMB-PRC зарегистрировал 12 сообщений о нападениях в 2019 году, когда в 2018 году их было всего три. Затем в 2020 году количество атак увеличилось уже до 23, а в 2021 – до 35. ReCAAP-ISC зафиксировал 49 инцидентов в Сингапурском проливе в 2021 году, что составляет 60% всех нападений в Азии. Этот результат значительно превысил уровень 2020 года, когда было получено только 34 сообщения о нападении. Преступления в основном представляли собой мелкие грабежи без применения насилия, мишенями выбирали более крупные теплоходы – балкеры, нефтяные танкеры и суда для перевозки генеральных грузов. Нападающие действовали группами от трех до пяти человек, в большинстве случаев были вооружены ножами.

Существует несколько причин, которыми можно объяснить рост пиратской активности в Сингапурском проливе за последние несколько лет. Экономические проблемы, вызванные пандемией, скорее всего, являются одной из них. В IFC предположили, что большое количество инцидентов в IV квартале 2021 года может быть связано с неблагоприятными погодными условиями, которые не позволяли рыбакам выйти в море, и приближением новогодних праздников: это могло заставить местных жителей решиться на мелкие преступления, чтобы пополнить свои доходы. Другим объяснением может служить рост напряженности между Индонезией и Китаем в Южно-Китайском море. Так, в нарушение Конвенции ООН по морскому праву (ЮНКЛОС) Китай претендует на «исторические права» в ИЭЗ Индонезии, в том числе на право ведения рыболовного промысла в районе островов Натуна. В связи с этим Пекин в конце 2019 и начале 2020 года увеличил количество рыболовных судов  под китайским флагом в этом районе. В ответ правительство Индонезии отвергло незаконные претензии Китая и увеличило свое военное присутствие в этих водах, передислоцировав военные корабли из других частей архипелага, включая Сингапурский пролив. IMB-PRC при этом отметил, что пиратские инциденты у берегов Натуна прекратились в 2021 году.

Почему во время пандемии не было всплеска пиратских атак?

Согласно данным всех четырех агентств, число инцидентов в регионе увеличились на 15-20% в 2020 году, прежде чем в 2021 году вернуться к допандемийному  уровню. В отличие от предыдущих экономических кризисов, большого скачка числа нападений не было, не считая Сингапурского пролива. С чем это связано?

IFC выдвинула две теории: во-первых, власти  Юго-Восточной Азии ввели ограничения на передвижение для предотвращения распространения коронавируса; во-вторых, серьезно усилились правоприменительные меры со стороны государств региона. Первая причина скорее всего не сильно повлияла на ситуацию. В районе, где произошло наибольшее количество инцидентов – провинции Риау в Индонезии – ограничения на передвижение носили краткосрочный характер (всего несколько недель). К тому же нельзя сказать, чтобы их кто-то строго выполнял. Поэтому вряд ли они оказали заметное влияние на преступную деятельность морских пиратов в провинции.

Вторая причина гораздо более правдоподобна: контрмеры, предпринимаемые региональными властями на протяжении многих лет, позволили эффективно сдерживать пиратство.

Подробнее стоит остановиться на трех районах, которые в разное время носили сомнительную славу самых опасных мест для моряков: Малаккский пролив, моря Сулу и Сулавеси и региональные порты и якорные стоянки.

Так, Малаккский пролив является самым загруженным водным путем в Юго-Восточной Азии. Вызывать обеспокоенность международного сообщества он начал еще в конце 1990-х и начале 2000-х годов из-за увеличения числа пиратских нападений на торговые суда. В 2004 году три прибрежных государства – Индонезия, Малайзия и Сингапур – организовали координированное  патрулирование Малаккского пролива (MSP) для наведения порядка. В 2008 году к ним присоединился Таиланд. MSP включает в себя морское, воздушное патрулирование и сети обмена информацией. Этот проект, а также ряд других национальных инициатив, которые были реализованы в то же время, привели к резкому сокращению пиратских инцидентов в проливе. IMB-PRC не сообщал ни об одном нападении на этом оживленном водном пути в период с 2016 по 2018 год. Во время пандемии IMB-PRC и ReCAAP-ISC информировали только об одном незначительном инциденте в проливе в 2021 году. Ежедневное военно-морское и воздушное патрулирование, по-видимому, оказалось крайне эффективным сдерживающим инструментом.

Моря Сулу и Сулавеси – два больших водоема, соединяющие Индонезию, Филиппины и Малайзию – стали предметом беспокойства в середине 2010-х годов после серии похищений людей с целью выкупа, совершенных там членами террористической группировки Абу Сайяф.  В ответ на эти нападения в мае 2016 года правительства трех стран договорились о создании скоординированного морского и воздушного патрулирования в пострадавших районах, взяв за образец  MSP. Эта инициатива, которую назвали Трехсторонним морским патрулированием (TMP), заработала только в июне 2017 года. Однако более эффективными, чем TMP, оказались контртеррористические операции филиппинских служб безопасности против «Абу Сайяф». В результате количество инцидентов в морях Сулу и Сулавеси сократилось с 18 в 2016 году до двух в 2019 году. В 2020 году в этом районе произошло одно похищение людей с целью получения выкупа, а в 2021 году – ни одного. Тем не менее ReCAAP-ISC не устает предупреждать, что угроза похищений здесь остается высокой и судам в этом районе следует проявлять повышенную бдительность.

Подавляющее большинство пиратских инцидентов в Юго-Восточной Азии представляют собой морские ограбления, происходящие в пределах 12-мильной прибрежной зоны. Для борьбы с морской преступностью региональные службы береговой охраны и другие правоохранительные органы усилили меры безопасности в своих портах и на якорных стоянках. Это привело к значительному сокращению числа морских грабежей в некоторых крупных портах Юго-Восточной Азии. В Индонезии борьба с пиратами оказалась особенно успешной. В рамках программы Safe Anchorage 2014 года морская полиция Индонезии усилила патрулирование в 10 портах. Программа способствовала значительному снижению числа инцидентов в индонезийских водах за пределами Сингапурского пролива: по данным IMB-PRC, число нападений сократилось с  43 в 2017 г. до 25 в 2019 г., 26 в 2020 г. и всего 9 в 2021 г. Данные ReCAAP -ISC показывают аналогичную тенденцию:  33 инцидента в 2017 г., 22 – в 2020 г. и 13 в 2021 г. Количество происшествий в портах Малайзии и Вьетнама также сократилось с 2020 по 2021 год. В Маниле произошел всплеск пиратских атак во время пандемии из-за скопления судов в порту в ожидании смены экипажа: в 2021 году в здесь произошло 9 морских ограблений. Однако филиппинская береговая охрана усилила патрулирование в гавани и сумела арестовать несколько преступников.

Чего ждать в 2022 году

Тенденции, прослеживавшиеся в 2021 году, наблюдаются и в первой половине 2022 года. Так, Сингапурский пролив остается неблагополучной с точки зрения пиратских нападений точкой. IMB-PRC сообщил о 16 инцидентах с января по июнь этого года по сравнению с 11 за тот же период в 2020 году и 16 в 2021 году, что составляет 62% от всех нападений в регионе. Количество инцидентов в Индонезии немного выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 7 и 5 соответственно, что все же намного меньше, чем 5 лет назад. Частота инцидентов на Филиппинах, в Малайзии и Вьетнаме продолжала падать. Всего IMB-PRC зафиксировал 26 нападений в Юго-Восточной Азии в период с января по июнь 2022 года по сравнению с 35 и 28 в первой половине 2020 и 2021 годов соответственно.

ReCAAP-ISC опубликовал примерно такие же данные: за первые 6 месяцев 2022 года в Юго-Восточной Азии зарегистрировано 36 инцидентов по сравнению с 35 за тот же период 2021 года и 47 в 2020 году. ReCAAP-ISC получил сообщения о 27 происшествиях в Сингапурском проливе (все в водах Индонезии) по сравнению с 20 за первую половину прошлого года. Количество инцидентов в Индонезии осталось таким же, как с января по июнь 2021 года (шесть), а в Малайзии, Вьетнаме и на Филиппинах продолжало снижаться.

Ни IMB-PRC, ни ReCAAP-ISC не получали сообщений о фактических  нападениях или попытках нападений в Малаккском проливе или морях Сулу и Сулавеси в период с января по июнь 2022 года.

Предполагается, что во второй половине 2022 года может наблюдаться незначительный рост числа инцидентов в Юго-Восточной Азии из-за спецоперации в Украине, которая привела к росту цен на продукты питания и усугубила экономическую ситуацию в регионе. Хотя национальные инициативы и межгосударственное сотрудничество доказали свою эффективность в решении проблемы пиратства, эти меры необходимо усилить. В частности, Индонезия необходимо выделять больше ресурсов на задержание преступников, действующих в ее водах в Сингапурском проливе. Расширение сотрудничества между прибрежными государствами, в том числе географического охвата MSP за счет включения в него Сингапурского пролива, также может помочь навести порядок в этом районе.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что хотя большинство инцидентов в регионе относят к самым низким категориям опасности, а члены экипажей остаются невредимыми, не стоит терять бдительность. Узнать, как лучше обезопасить себя от нападения пиратов в Юго-Восточной Азии, можно в первую очередь из «Регионального руководства по противодействию пиратству и вооруженному разбою против судов в Азии – 2», содержащему необходимые меры предосторожности.

По материалам channel16.dryadglobal.com

↑ 

Наверх