18.08.2022

Во второй половине 2022 года ожидается рост числа пиратских атак в Юго-Восточной Азии

Такой прогноз содержится в отчете Яна Стори, старшего научного сотрудника  ISEAS-Yusof Ishak Institute – ведущего исследовательского центра по проблемам Юго-Восточной Азии в Сингапуре. По мнению эксперта, это станет одним из результатов экономических последствий, связанных со спецоперацией на Украине. Самой проблемной точкой региона на сегодняшний день является Сингапурский пролив – число нападений и вооруженных ограблений здесь стремительно растет, начиная с конца 2019 года.

В целом в Юго-Восточной Азии количество атак за последние годы то падало, то повышалось. Так, около 36 инцидентов зафиксировали в регионе на протяжении первых шести месяцев этого года. Тем временем в тот же период 2021 года их было 35, а 2020 году – 47, о чем свидетельствуют данные Центра обмена информацией Соглашения по региональному сотрудничеству в борьбе с пиратством и вооруженным ограблением судов в Азии (ReCAAP ISC).

Тем временем в Сингапурском проливе, который ежегодно пересекает более 100 000 судов,  отмечается однозначное увеличение числа инцидентов: если в первой половине 2021 года нападений было 20, то за шесть месяцев 2022 года их число достигло 27 – все в водах Индонезии. Всего, согласно данным ReCAAP, в 2021 году произошло 49 атак в Сингапурском проливе,  что составило 60% от всех пиратских происшествий в Азии.  В 2020 году здесь произошло только 34 нападения. С 2019 по 2021 год большая их часть имела место в восточном секторе схемы разделения движения, в Индонезии и у Островов Риау, включая Батам и Бинтан. Атаки – в основном ненасильственные незначительные кражи и ограбления – были направлены на более крупные суда, такие как нефтяные танкеры, балкеры, грузовые суда общего назначения и главным образом совершались группировками от трех до пяти человек, обычно вооруженных ножами.

Отмечается, что Сингапур, Малайзия и Индонезия отвечают за безопасность в своих территориальных водах, образующих пролив.

Как сообщается в опубликованном докладе, внезапный всплеск атак в Сингапурском  проливе скорее всего связан с несколькими причинами. Одной из них могут быть экономические проблемы вследствие пандемии коронавируса. Как ранее отмечали в Центре обработки информации (Information Fusion Centre/IFC), всплеск атак в четвертом квартале 2021 года (23 из 49 инцидентов в том году) мог быть связан с неблагоприятными погодными условиями, из-за которых рыбаки не выходили в море, а также приближением празднования нового года, что послужило причиной обращения местного населения к мелким преступлениям для дополнительного дохода.

Другим объяснением увеличения числа нападений в проливе может послужить рост напряжения между Китаем и Индонезией по поводу Южно-Китайского моря. Экспансионистские притязания Китая воплощает концепция «линии девяти пунктиров», которая накладывается на исключительную экономическую зону Индонезии вокруг островов Натуна. Входя в противоречие с Конвенцией ООН по морскому праву (UNCLOS), Китай заявляет «исторические права» на эти воды, включая право на рыболовство. Добиваясь исполнения своих притязаний, Пекин увеличил число рыболовных судов под китайским флагом в этом районе в конце 2019 начале 2020 года. Индонезийское правительство ответило тем, что отвергло неправомерные требования Китая и увеличило военное присутствие в районе островов, проведя передислокацию кораблей ВМФ из других частей архипелага, включая Сингапурский пролив. К слову, в 2021 году случаи пиратских нападений у островов Натуна прекратились.

Надо сказать, что в целом в Юго-Восточной Азии стараются противостоять пиратским инцидентам и в первую очередь ограблениям, которых в регионе больше всего. Так, по сообщениям, региональная береговая охрана и правоохранительные органы усилили безопасность в портах и на якорных стоянках. Это сократило число ограблений в основных портах Юго-Восточной Азии.

В частности, согласно данным Международного морского бюро, в Индонезийских водах вне Сингапурского пролива количество атак сократилось с 43 в 2017 до 25 в 2019, 26 в 2020 и девяти в 2021. Количество происшествий в Малайзии и Вьетнаме также упало в 2020 и 2021 годах.

Надо сказать, что Индонезия особенно преуспела в снижении числа ограблений, в том числе, скорее всего, благодаря своей программе безопасной стоянки 2014 года, когда морская полиция повысила патрулирование в 10 своих портах. Однако атак в Маниле стало больше с пандемией коронавируса из-за большого количества судов в порту. В связи с этим береговая охрана Филиппин активизировала патрулирование в гаванях и совершила несколько арестов.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что хотя в ходе нападений в Сингапурском проливе преступники обычно заинтересованы в мелких кражах и не вступают в конфронтацию с экипажем, тем не менее стоит соблюдать особую бдительность в этих водах. Рекомендации о том, как лучше защитить себя и судно, в частности, содержатся в «Региональном руководстве по противодействию пиратству и вооруженному разбою против судов в Азии – 2».

По материалам iseas.edu.sg и Marine Insight

↑ 

Наверх