РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Такой прогноз содержится в отчете Яна Стори, старшего
научного сотрудника ISEAS-Yusof Ishak
Institute – ведущего исследовательского центра по проблемам Юго-Восточной Азии
в Сингапуре. По мнению эксперта, это станет одним из результатов экономических
последствий, связанных со спецоперацией на Украине. Самой проблемной точкой
региона на сегодняшний день является Сингапурский пролив – число нападений и
вооруженных ограблений здесь стремительно растет, начиная с конца 2019 года.
В целом в Юго-Восточной Азии количество атак за последние
годы то падало, то повышалось. Так, около 36 инцидентов зафиксировали в регионе
на протяжении первых шести месяцев этого года. Тем временем в тот же период
2021 года их было 35, а 2020 году – 47, о чем свидетельствуют данные Центра
обмена информацией Соглашения по региональному сотрудничеству в борьбе с
пиратством и вооруженным ограблением судов в Азии (ReCAAP ISC).
Тем временем в Сингапурском проливе, который ежегодно
пересекает более 100 000 судов,
отмечается однозначное увеличение числа инцидентов: если в первой
половине 2021 года нападений было 20, то за шесть месяцев 2022 года их число
достигло 27 – все в водах Индонезии. Всего, согласно данным ReCAAP, в 2021 году
произошло 49 атак в Сингапурском проливе,
что составило 60% от всех пиратских происшествий в Азии. В 2020 году здесь произошло только 34 нападения.
С 2019 по 2021 год большая их часть имела место в восточном секторе схемы разделения
движения, в Индонезии и у Островов Риау, включая Батам и Бинтан. Атаки – в
основном ненасильственные незначительные кражи и ограбления – были направлены
на более крупные суда, такие как нефтяные танкеры, балкеры, грузовые суда общего
назначения и главным образом совершались группировками от трех до пяти человек,
обычно вооруженных ножами.
Отмечается, что Сингапур, Малайзия и Индонезия отвечают за
безопасность в своих территориальных водах, образующих пролив.
Как сообщается в опубликованном докладе, внезапный всплеск
атак в Сингапурском проливе скорее всего
связан с несколькими причинами. Одной из них могут быть экономические проблемы
вследствие пандемии коронавируса. Как ранее отмечали в Центре обработки
информации (Information Fusion Centre/IFC), всплеск атак в четвертом квартале
2021 года (23 из 49 инцидентов в том году) мог быть связан с неблагоприятными
погодными условиями, из-за которых рыбаки не выходили в море, а также
приближением празднования нового года, что послужило причиной обращения
местного населения к мелким преступлениям для дополнительного дохода.
Другим объяснением увеличения числа нападений в проливе
может послужить рост напряжения между Китаем и Индонезией по поводу
Южно-Китайского моря. Экспансионистские притязания Китая воплощает концепция «линии
девяти пунктиров», которая накладывается на исключительную экономическую зону
Индонезии вокруг островов Натуна. Входя в противоречие с Конвенцией ООН по
морскому праву (UNCLOS), Китай заявляет «исторические права» на эти воды,
включая право на рыболовство. Добиваясь исполнения своих притязаний, Пекин
увеличил число рыболовных судов под китайским флагом в этом районе в конце 2019
– начале 2020 года. Индонезийское правительство
ответило тем, что отвергло неправомерные требования Китая и увеличило военное
присутствие в районе островов, проведя передислокацию кораблей ВМФ из других
частей архипелага, включая Сингапурский пролив. К слову, в 2021 году случаи
пиратских нападений у островов Натуна прекратились.
Надо сказать, что в целом в Юго-Восточной Азии стараются
противостоять пиратским инцидентам и в первую очередь ограблениям, которых в
регионе больше всего. Так, по сообщениям, региональная береговая охрана и
правоохранительные органы усилили безопасность в портах и на якорных стоянках.
Это сократило число ограблений в основных портах Юго-Восточной Азии.
В частности, согласно данным Международного морского бюро, в
Индонезийских водах вне Сингапурского пролива количество атак сократилось с 43
в 2017 до 25 в 2019, 26 – в 2020 и девяти – в 2021. Количество происшествий в Малайзии и
Вьетнаме также упало в 2020 и 2021 годах.
Надо сказать, что Индонезия особенно преуспела в снижении
числа ограблений, в том числе, скорее всего, благодаря своей программе
безопасной стоянки 2014 года, когда морская полиция повысила патрулирование в
10 своих портах. Однако атак в Маниле стало больше с пандемией коронавируса из-за
большого количества судов в порту. В связи с этим береговая охрана Филиппин
активизировала патрулирование в гаванях и совершила несколько арестов.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что
хотя в ходе нападений в Сингапурском проливе преступники обычно заинтересованы
в мелких кражах и не вступают в конфронтацию с экипажем, тем не менее стоит
соблюдать особую бдительность в этих водах. Рекомендации о том, как лучше
защитить себя и судно, в частности, содержатся в «Региональном руководстве по
противодействию пиратству и вооруженному разбою против судов в Азии – 2».
По материалам iseas.edu.sg и Marine Insight
Наверх