14.06.2019

HRAS оценила работу государств флага в области прав человека на море

Британская благотворительная организация «Права человека на море» (HRAS) в партнерстве с Центром реализации прав человека Бристольской юридической школы выпустила второй независимый доклад «Оценка практики государства флага в области мониторинга, отчетности и обеспечения правозащитных обязательств на морских судах». В нем рассматривается деятельность Панамы, Дании и Тайваня в рамках продолжающегося исследовательского проекта по вовлечению, политике и средствам защиты, которые применяют государства флаг в связи с обязанностями по защите прав человека на море. 

Основная идея проекта – выявление недостатков в защите прав человека на море и предоставлении необходимых рекомендаций, а также выполнение государствами флага международных обязательств в отношении лиц, находящихся на борту судов, зарегистрированных под их флагом. По итогам изучения работы трех морских администраций в этом направлении, HRAS сделала вывод, что серьезные пробелы в защите прав человека на море выявлены на Тайване, так как там не ратифицированы основные конвенции ООН, а также Сводная конвенция о труде в морском судоходстве (КТМС). Однако в Дании и Панаме тоже не все в порядке: здесь выявлены определенные недостатки из-за недостаточного освещения темы защиты прав человека на море. 

В докладе говорится, что «Дания заслуживает похвалы за ратификацию основных договоров и соблюдение прав в целом, но, похоже, в этой стране обесцениваются интересы моряков-мигрантов, поскольку не ратифицированы Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и Конвенция о труде в рыболовстве (2007 г.). Если Дания подпишет их, это станет своего рода осуждением антииммиграционного популизма, распространяющегося по всей Европе.

В Панаме тоже нашлись лазейки. Например, в ст. 92, которая серьезно уменьшает влияние гарантий, включенных в Морской закон страны. Совершенно ясно, на Тайване наблюдается более серьезные проблемы, чем в Дании и Панаме, однако в последних тоже есть области, которые требуют улучшения». 

По мониторингу и отчетности HRAS сделала вывод, что в целом морские власти несут ответственность за обеспечение эффективности систем, однако в отчете показано, что эти механизмы не всегда реализуются в достаточной степени. Например, администрация Панамы проводит проверку только по жалобе, и только если она поддерживается большинством моряков на судне. Между тем на Тайване существует значительная разница между перечисленными стандартами и эффективностью механизмов защиты прав человека и трудового права. Это особенно выражено в рыболовном секторе, где дифференцированные трудовые нормы для иностранных работников ограничивают эффективность регулирования. В докладе говорится, что Дания обеспечивает наиболее четкий процесс защиты прав моряков, что оправдывает ее рейтинг в Парижском меморандуме (Paris MoU). Однако при этом датская администрация может принять решение не проводить расследования в отношении жалоб работников, задействованных на рыболовных судах длиной менее 15 метров.  Общий вывод по мониторингу и отчетности – все три государствах флага уделять больше внимания этой работе. 

Что касается участия государства флага в обеспечения правозащитных действий на судах, то вывод по этому пункту HRAS сделать не смогла из-за недостаточности информации. 

Тем не менее, это не помешало дать некоторые рекомендации. Они актуальны для всех государств флага. 

HRAS считает, что все страны с выходом к воде должны ратифицировать основные международные договоры ООН о правах человека, конвенции Международной морской организации (ИМО) и Международной организации труда (МОТ). «Недостаточно просто подписать документы, государства флага должны создать специальные механизмы для выполнения взятых обязательств в области прав человека», – говорится в работе HRAS. 

Кроме того, благотворительная организации рекомендует повысить ясность своих веб-сайтов, публиковать отчеты о расследованиях и обеспечить легкий доступ к информации. Государствам флага следует регулярно обновлять контактные данные, а также создать удобный для пользователей механизм подачи жалоб, чтобы их можно было отправлять без проволочек. Там, где подача жалоб через сайт на предусмотрена, крайне необходимо установить контактные пункты, через которые моряки смогут сообщать о проблемах на борту. 

Все страны должны стремиться попасть в белые списки Парижского и Токийского меморандумов.  

– Морским властям государств следует принимать более активное участие в обеспечении соблюдения договоров и документов, так или иначе связанных с работой в море и правами человека, – считают в Российском профсоюзе моряков (РПСМ). – Государства флага играют важную роль в процессе защиты прав человека на море, поэтому они должны создать все условия для его эффективности. 

Отчет HRAS доступен ЗДЕСЬ

По материалам Maritime-Executive

↑ 

Наверх