22.03.2019

Состоялось заседание Подкомитета ИМО по мореплаванию, связи, поиску и спасанию

В Лондоне прошла 6-ая сессия Подкомитета Международной морской организации (ИМО) по мореплаванию, связи, поиску и спасанию (NCSR). В повестке значился широкий круг вопросов: развитие правил установления путей движения судов и систем судовых сообщений, Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ), взаимодействие с Международным союзом электросвязи (МСЭ), спутниковыми системами связи Инмарсат и Иридиум, спутниковой системой поиска КОСПАС-САРСАТ. Кроме того, обсуждались вопросы судовождения, служб поиска и спасания, морских систем радиосвязи и технологий, принципов и мер обеспечения безопасности мореплавания. В работе Подкомитета в составе делегации Международной федерации транспортников (МФТ) принимал участие директор Института дополнительного профессионального образования Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С. О. Макарова, член Российского профсоюза моряков (РПСМ) Сергей Айзинов.

В числе рассмотренных тем – пересмотр циркуляра SN.1/Circ.243/REV.1 в части перечня условных обозначений. Речь идет об обозначениях, относящихся к АИС. Подкомитет отметил, что несколько международных организаций разрабатывают спецификации информационных продуктов, которые позволят получить пересмотренную или новую информацию в предстоящие годы. 

После завершения работы в области морского электронного судоходства ИМО планирует продолжить работу по согласованному отображению информации, получаемой средствами связи, путем пересмотра временных руководящих принципов согласованного отображения навигационной информации, поступающей с помощью средств связи (MSC.1/Circ.1593). После обсуждения Подкомитет согласовал содержание текста пересмотренного SN.1/Circ.243.

Поправки коснулись резолюции MSC.191(79) о стандартах эффективности представления навигационной информации на судовых дисплеях с учетом также окончательного руководства по S-режиму и пересмотренного циркуляра SN. Так, участники решили, что для радиолокационного оборудования, систем отображения электронных карт и информационных систем (ЭКНИС) и интегрированных навигационных систем (ИНС), дата внедрения пересмотренного стандарта – 1 января 2024 года. Для всех других навигационных дисплеев на мостике судна дата внедрения – 1 июля 2025 года.

Последующая работа Подкомитета была связана с Полярным кодексом и унифицированной интерпретацией положений конвенций ИМО по безопасности, охране и защите окружающей среды. Например, рабочая группа рассмотрела проект Руководства по оборудованию связи и навигации, предназначенному для использования на судах, работающих в полярных водах. Участники отметили, что описание раздела, касающегося механического удара, не основывается ни на одном документе/стандарте из признанных ИМО или другой организацией, и решил удалить его из проекта руководства. Подкомитет рассмотрел описание строки «Диапазон полярных рабочих температур (PST)» и согласился, что ее наличие в тексте приведет к недостижимым условиям испытаний оборудования. После продолжительных обсуждений Подкомитет с небольшими изменениями сохранил сноску, касающуюся процедур испытаний в соответствии со стандартом IEC 60945.

Отметим, что одним из важных результатов стало завершение работы над проектом циркуляра MSC по руководству стандартизации конструкции пользовательского интерфейса для навигационного оборудования. Решение по нему примет Комитет по безопасности на море. Относительно ссылки на MSC.1/Circ.1519 «Руководство по методологии оценки эксплуатационных возможностей и ограничений при плавании во льдах» – Подкомитет решил исключить ссылку в модуле А, так как в циркуляре не рассматриваются вопросы обледенения. Однако принимая во внимание, что вопросы, связанные с обледенением и работоспособностью оборудования, питающегося от батарей, должны быть освещены в Наставлении по эксплуатации в полярных водах (НЭПВ), Подкомитет принял решение сделать об этом общее упоминание в начале модуля, которое может относиться к разному оборудованию. 

Что касается оборудования радиосвязи спасательных шлюпок и плотов, то Подкомитет рассмотрел документ NCSR 6/19, содержащий проект унифицированной интерпретации требований к оборудованию радиосвязи спасательных шлюпок и плотов на судах, предназначенных для работы при низких температурах воздуха. На заседании был доработан проект циркуляра MSC по руководству для оборудования связи и навигации, предназначенного для использования на судах, работающих в полярных водах, и представил его на утверждение Комитету.

В числе других вопросов Подкомитет рассмотрел и согласовал проект поправок к Рекомендации по распространению информации по безопасности мореплавания (Резолюция A.705(17)) и соответствующий проект резолюции КБМ. В частности, обсуждался вопрос – должна ли информация, касающаяся поиска и спасания, включаться в сведения, передаваемые через систему НАВТЕКС, и включает ли термин «обмен по бедствию» данные, относящиеся к поиску и спасанию. 

Подкомитет продолжил рассмотрение проекта поправок к главам III и IV конвенции СОЛАС. В частности, предложено включить в определении EGC функцию использования данной системы для поисково-спасательных операций (SAR). Поставщик услуг спутниковой связи в ГМССБ должен иметь возможность адресовать и передавать информацию SAR в соответствующие географические области. В определение Международной службы НАВТЕКС в проекте правила IV/2.1.11 СОЛАС предложено сделать уточнение, а именно включить фразу «информация, касающаяся поиска и спасания». Было также предложено включить новое положение в Правило IV/5 о необходимости уведомления ИМО Договаривающимся правительством о факте прекращения работы сервисов наземной радиосвязи.

Положения об оборудовании радиосвязи для спасательных средств предложено перенести из Правила III/6 в Правило IV/7. Проект поправок к главам III и IV СОЛАС содержится в Приложении 7 к отчету Рабочей группы. Однако есть вопросы, которые нуждаются в дальнейшей доработке и пересмотре, в частности все сноски в Главе IV. Эксплуатационные стандарты для радиоустановок ПВ и ПВ/КВ предложено объединить в один документ.

Подкомитет отметил необходимые действия в отношении других Подкомитетов. Так, поправки к разделу B-I/12 Кодекса ПДНВ в отношении ссылок на Инмарсат необходимо рассмотреть Подкомитетом HTW. Любые положения, касающиеся обучения, должны быть переданы этому Подкомитету после рассмотрения Подкомитетом NCSR и завершения процесса модернизации ГМССБ.

В рамках работы Подкомитета состоялась дискуссия относительно существующих несоответствий в определениях между аварийными стадиями в Руководстве IAMSAR и МК SAR, в которых объектом поиска и спасания рассматривается человек, независимо от места его нахождения – на борту судна или нет. В том числе речь идет о Приложении 12 МК Гражданской Авиации, в котором объектом поиска и спасания рассматривается человек, находящийся на борту воздушного судна. Подкомитет согласился с выводом ICAO/IMO JWG о том, что при определении аварийных стадий только человек или люди, терпящие бедствие, должны рассматриваться как объект поиска и спасания.

Подкомитет рассмотрел документ NCSR 6/17/4 – новая модель поиска и чек-лист при проведении SAR-операций для вахтенного помощника. Турция, как автор документа, предложила рассмотреть две дополнительные схемы поиска – «расширяющийся треугольник» и «параллельный треугольник», – которые призваны сократить время поиска и могут применяться в ограниченной акватории или районе. Авторы документа также представили чек-лист для вахтенного помощника капитана при проведении SAR-операций. Подкомитет рекомендовал авторам представить дополнительную информацию для рассмотрения на заседании ICAO/IMO JWG-26 в сентябре 2019 года.

В целом Подкомитет провел большую работу, рассмотрев около 100 документов. Все они касались развития систем морской связи, навигации, поиска и спасания. Многие из них лягут в основу поправок в международные документы, регулирующие функционирование интернационального морского судоходства и направленные на повышение безопасности мореплавания.

↑ 

Наверх