20.03.2019

Что нужно знать моряку при самостоятельном трудоустройстве в иностранные компании

Самый распространенный способ уклонения от выплаты морякам заработной платы – заключение трудового контракта от имени иностранной компании в лице ее представителя, действующего по доверенности, – сообщает Дальневосточное следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации.  При самостоятельном трудоустройстве в иностранные компании через представителя, действующего по доверенности, моряки подвержены дополнительным рискам, связанным с нарушением конституционных прав на оплату труда.

– Как правило, данные компании не имеют на территории Российской Федерации представительств или обособленных подразделений, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность. Поэтому привлечь представителя компании к уголовной ответственности невозможно, – отмечают в Дальневосточном следственном управлении на транспорте СК РФ, – поскольку он не является субъектом преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ и в его обязанности не входит выплата заработной платы.

Эта проблема носит массовый характер, поэтому морякам прежде, чем устраиваться в ту или иную компанию, следует выяснить, какая репутация у компании, не замечена ли она в задержке или невыплате заработной платы, нет ли арестованных в различных портах ее судов.  Узнать все это сегодня, в эпоху интернета,  не представляет особой сложности. Для начала можно  посмотреть, что пишут о компании на специализированных морских форумах, упоминался ли этот судовладелец в новостях – был ли он в зоне пристального внимания СМИ из-за существующих проблем. Наконец, исчерпывающую консультацию можно получить в региональных организациях Российского профессионального союза моряков (РПСМ), который представлен практически во всех портах страны. Но как быть, если все же моряк попал в такую ситуацию и иностранный работодатель не выплачивает заработную плату?

– Ему следует обратиться к капитану морского порта или в суд по месту нахождения судна с заявлением об обеспечении морского требования по выплате заработной платы и других сумм, причитающихся за работу на борту судна, и непосредственном аресте судна до момента удовлетворения требований, – отмечают в Дальневосточном следственном управлении на транспорте Следственного комитета Российской Федерации.  

Наложение ареста на судно является эффективной мерой по защите конституционного права моряка на труд.  Сложившаяся судебная практика позволяет в соответствии с требованиями Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов от 10.05.1992, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 06.01.1999 13-ФЗ), и Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации накладывать арест на морское судно в стране его нахождения путем задержания для обеспечения морского требования, к которым, в том числе относятся требования о выплате заработной платы и других сумм, причитающихся капитану и другим членам экипажа за их работу на борту судна, в том числе расходов на репатриацию и уплачиваемых от имени капитана судна и других членов экипажа взносов по социальному страхованию.

Но лучше до этого все-таки не доводить и сразу минимизировать финансовые риски.  Нужно всего лишь трудоустраиваться на суда официально, через российские круинговые компании, деятельность которых подлежит обязательному лицензированию.


↑ 

Наверх