19.03.2019

ReCAAP: до сих пор неизвестно, отражает ли статистика реальную угрозу пиратства

В этом году Центр обмена информацией Регионального соглашения о сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов в Азии (ReCAAP) отмечает 13 лет со дня основания. Свой день рождения ReCAAP встречает в статусе ключевого участника международной деятельности по сдерживанию преступлений на море в Азии,  одна из важнейших задач которого – обмен статистическими данными с целью повышения информированности всех заинтересованных сторон. Они отражают данные об атаках на суда, категорию тяжести нападений и позволяют судовладельцам и экипажам оценить риски в том или районе плавания. Вместе с тем ReCAAP выражает беспокойство, что имеющихся сведений недостаточно для понимания реальной угрозы пиратства. 

Ключевые наблюдения

В последнем докладе о нападениях на торговые суда в Азии сообщается о 76 инцидентах, зафиксированных в 2018 году: 62 фактические атаки и 14 попыток. В Центре отмечают, что важно не количество случаев, а их опасность. 

Согласно категориям, из 62 нападений всего два классифицированы как инциденты первой категории (CAT 1) – самые тяжкие. Так, к ним причисляются атаки с участием девяти и более преступников, многие из которых вооружены огнестрельным или холодным оружием. В ходе них члены экипажей, как правило, получают тяжкие телесные повреждения или по отношению к морякам применяют различные формы физического насилия. Сюда же относят угон судна или кражу груза. 

Что касается второй категории или CAT 2, то к ней можно отнести восемь инцидентов в 2018 году. В атаке на судне задействовано от четырех до девяти человек. Чаще всего они  вооружены ножами/мачете, а в 1/4 нападений – огнестрельным оружием. В таких случаях морякам угрожают или берут в заложники. Реже – членам экипажей наносят телесные повреждения, но менее тяжелые, чем в CAT 1. Кроме того, преступники похищают деньги моряков и судовое имущество, включая запчасти для главного двигателя.

Еще 14 инцидентов ReCAAP квалифицировал как третью категорию – CAT 3. Она отличается тем, что в нападениях участвуют группы из 1-6 человек. Иногда преступники вооружены ножами/мачете, чаще – металлическими палками, прутьями, дубинами. Экипаж не подвергается физическому насилию, хотя в ряде случаев пираты могут угрожать. Почти в половине инцидентов CAT 3 бандитам не удается ничего украсть, максимум, они уносят провизию и запчасти от двигателя.

Последняя категория – CAT 4 – характеризуется атаками, которые проводят небольшие группы до трех человек, они не вооружены, члены экипажей не получают травм, а по итогу преступники покидают судно с пустыми руками. В 2018 году зафиксировано 38 таких инцидентов. 

Пиратство за 10-летний период

Количество происшествий CAT 1 и CAT 2, зарегистрированных в прошлом году, стало самым низким за последние 10 лет. Между тем, если посмотреть на диаграмму количества инцидентов за 10-летний период (2009-2018 гг.), то можно заметить, что инциденты CAT 4 преимущественно находятся вверху, а инциденты  CAT 1 – внизу чертежа. В частности, сравнение показателей 2015 года (199 инцидентов) с 2016 годом (78 инцидентов) показывает значительное снижение общего числа инцидентов с одной стороны и увеличение числа серьезных инцидентов в 2016 году – с другой. 

В 2017 году количество пиратских происшествий возросло (90) по сравнению с предыдущим годом, но количество серьезных инцидентов CAT 1 было вдвое меньше, чем в 2016 году.

В целом ситуация в Азии улучшилась. Так, с 2017 по 2018 гг. общее число пиратских инцидентов сократилось на 25%, а количество фактических нападений (без учета попыток) уменьшилось еще больше – на 31%. В 2018 году общее количество происшествий, как и количество реальных атак, являются самыми низкими за 10-летний период.

На якорных стоянках 

В 2018 году по сравнению с 2017 годом было отмечено улучшение ситуации в ряде портов и районах якорных стоянок. Например, сообщалось о снижении числа инцидентов в Маниле (Филиппины), сократилось число случаев похищения моряков с целью выкупа в морях Сулу и Сулавеси и районе Восточного Сабаха. Примечательно, что в 2018 году ReCAAP не зафиксировал случаев кражи нефтяных грузов, что было характерно для этих мест.

К негативным тенденциям можно отнести инциденты в портах и на якорных стоянках в Самаринде (провинция Восточный Калимантан, Индонезия) и Читтагонге (Бангладеш) – более 10 случаев пиратских нападений. Кроме того, Центр отмечает небольшое увеличение числа инцидентов в Малайзии и Вьетнаме.

Основные выводы

В ReCAAP абсолютно честно заявляют, что до сих пор неизвестно, отражает ли статистика реальное положение дел с пиратством. Так, остаются сомнения, что все капитаны и судоходные компании сообщают об инцидентах. В связи с этим ReCAAP настоятельно рекомендует экипажам незамедлительно докладывать об атаках на судно властям ближайшего прибрежного государства и в администрацию государства флага. 

Российский профсоюз моряков (РПСМ) отмечает, что сообщения обо всех подозрительных происшествиях или попытках атаки на судно крайне важны для оценки существующих рисков. Таким образом, экипажи получат четкое представление о подстерегающих опасностях и смогут принять своевременные превентивные меры, чтобы обезопасить себя, судно и груз. 

РПСМ напоминает, что работая в компаниях, где между профсоюзом – членской организацией Международной федерации транспортников – и работодателем заключен коллективный договор МФТ, можно отказаться от рейса, пролегающего через пиратоопасную зону. Каждый член экипажа, который согласится пойти на риск, имеет право получить бонус и компенсацию в случае смерти или потери трудоспособности в соответствие с условиями соглашения.

Справка: Учрежденное в 2006 году, ReCAAP является первым региональным межправительственным соглашением, направленным на расширение сотрудничества в борьбе с морским пиратством в Азии. Организация базируется в Сингапуре, ее управление осуществляется руководящим советом, в состав которого входят 20 государств-участников. Миссия ReCAAP заключается в укреплении регионального сотрудничества в борьбе с пиратством по трем основным направлениям деятельности: обмен информацией, наращивание потенциала и совместные действия участников. Специалисты ReCAAP разработали и ввели классификацию инцидентов по степени серьезности – CAT 1, 2, 3, 4. ReCAAP ISC оценивает тяжесть каждого происшествия с точки зрения двух факторов: уровня насилия и нанесенный экономический ущерб.

По материалам safety4sea

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх