18.03.2019

РПСМ: работа на СМП и в каботажных перевозках – приоритетное право россиян

В Госдуму внесен документ о перевозке сжиженного газа и конденсата по Северному морскому пути (СМП) на судах под иностранным флагом, – сообщает газета «Коммерсантъ».

По информации издания, законопроект создан в интересах одной из добывающих компаний (ПАО «Новатэк») и разрешает морские перевозки российского природного газа, сжиженного природного газа (СПГ) и газового конденсата судам под иностранным флагом, в том числе в каботаже. В пояснительной записке говорится, что действующее ограничение на использование судов под иностранным флагом создает серьезные препятствия для привлечения внешнего финансирования проектов и фрахта дополнительных судов с международного рынка.

По мнению авторов инициативы, существующие законы якобы лишают российские СПГ-проекты преимущества при обеспечении потребности отдаленных регионов России в природном газе по конкурентоспособным ценам и в адекватные сроки, а понятие «каботаж», определение которого сформулировано в Кодексе торгового мореплавания (КТМ), «избыточно широко и не учитывает все современные особенности транспортировки СПГ по СМП и специфику соответствующих правоотношений».

Напомним, что действующие поправки к КТМ, принятые в конце 2017 года, закрепляют исключительное право на морские перевозки нефти, природного газа, газового конденсата и угля, добытого на территории Российской Федерации и погруженного на суда в акватории Северного морского пути, за судами под российским флагом. Подобные ограничения распространяются и на все каботажные перевозки. Исключения из этого правила допускаются только по решению правительства страны.

Российский профессиональный союз моряков неоднократно поднимал проблему защиты интересов наших моряков в сфере занятости и, в частности, членов экипажей, работающих в арктической зоне. В целом трудности связаны с ограниченностью национального морского рынка труда, который способен обеспечить рабочими местами на отечественных судах не более 50% российских моряков. В РПСМ уверены, что работа на Северном морском пути и в каботажных перевозках – приоритетное право россиян.

Внесенный в госдуму законопроект противоречит интересам российских моряков и ставит под угрозу возможность их трудоустройства в собственной стране. «Для национального морского рынка труда принятие подобного закона будет иметь самые плачевные последствия, – считает Валерий Нефедов, главный эксперт по правовым вопросам РПСМ. – На судах под иностранным флагом получат работу люди из других стран, а российским морякам придется трудоустраиваться за рубежом. Мы уже обращались в Правительство РФ с просьбой отказаться от этой идеи, предлагали воспользоваться возможностями Российского международного реестра судов, который может быть использован с целью временного привлечения необходимого иностранного флота под юрисдикцию Российской Федерации. Однако, к сожалению, реакции не последовало».

В Российском профсоюзе моряков считают: чтобы поправки, предлагаемые законопроектом, не коснулись российских членов экипажа, необходимы изменения в правовом поле, обязывающие судовладельцев нанимать не менее 80% российских граждан в состав экипажей на тех судах, которые работают на стратегически важных для страны маршрутах. Тогда ущерб от отмены запрета на перевозку газа на теплоходах под иностранными флагами будет по крайней мере частично минимизирован.

↑ 

Наверх