06.03.2019

ДВРО РПСМ: посчитать минимальную зарплату моряка на судне под флагом РФ практически невозможно

За последние три года инспекторы Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) посетили более ста судов под флагом РФ в порту Находки. Они отмечают, что члены экипажей не могли назвать суммы минимальной заработной платы, которую получают. Даже при наличии индивидуальных контрактов, которые зачастую соответствуют требованиям российского законодательства, самостоятельно произвести расчет практически невозможно: система выплат сложная и запутанная. Кроме того, она оставляет за недобросовестными судовладельцами право урезать премии и выплачивать мизерные оклады.

В очередной раз убедиться в этом пришлось во время визита на танкер «Кайрос» (флаг РФ). Судно принадлежит компании «Морской стандарт-Бункер» из Петропавловска-Камчатского. 

Как рассказал председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов, согласно трудовому договору матроса, его зарплата устанавливается Положением об оплате труда, разработанным судовладельцем. В нее входит должностной оклад в размере 3480 рублей 10 копеек в месяц. Далее указано, что работодатель выплачивает моряку оклад с учетом надбавок и доплат в соответствие с вышеназванным Положением. Кроме того, в период нахождения судна в загранплавании работнику начисляется инвалюта взамен суточных. Получается, что посчитать минимальную зарплату моряка на судне под флагом РФ практически невозможно.

Отметим, что в Камчатском крае, где зарегистрирован судовладелец, минимальный размер оплаты труда с 1 января 2019 года установлен в размере 11 280 рублей. К этой величине применяют дополнительные коэффициенты за работу в особых климатических условиях. Таким образом, минимальные выплаты на Камчатке в зависимости от района колеблются от 27 072 до 33 840 рублей. В Приморском крае, а именно Владивостоке (порт приписки т/х «Кайрос»), МРОТ с указанной даты составляет 11 280 рублей. 

– Тогда почему в контракте моряка не указан гарантированный минимальный размер оплаты труда? – задается вопросом председатель ДВРО РПСМ. –  Если бы судовладелец прописал эту сумму в договоре, от нее можно было бы производить стимулирующие доплаты согласно Положению компании об оплате труда. При такой схеме моряк мог бы легко посчитать размер минимальной заработной платы. 

Более того, в Федеральном отраслевом тарифном Соглашении по морскому транспорту на 2018-2020 годы, подписанным между профсоюзами и Российской палатой судоходства, в Главе 4 «Оплата труда» сказано: «Стороны Соглашения, признавая рекомендательный характер принципа B2.2.4. КТМС, уделяют надлежащее важное внимание, чтобы уровень оплаты труда на российском судне или месячная заработная плата квалифицированного моряка с учетом текущего финансово-экономического положения организации была не ниже суммы, периодически устанавливаемой Паритетной морской комиссией или иным органом, уполномоченным Административным советом Международного бюро труда при условии, что данная сумма будет не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом».

По мнению РПСМ, МРОТ, установленный по регионам, должен лежать в основе всех выплат. Кроме того, добиться прозрачности начисления денежных средств можно благодаря заключению коллективного договора – только так работодатели и профсоюзы, представляющие работников, смогут цивилизованно договориться об условиях труда, правах и обязанностях сторон.

↑ 

Наверх