14.02.2019

85 лет назад в Чукотском море затонуло судно «Челюскин»

13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин». Моряки и экспедиционная группа – 104 человека – спаслись. Они провели на льдине от трех недель до двух месяцев – столько длилась спасательная операция. 

Переход «Челюскина» из Мурманска во Владивосток начался 2 августа 1933 года. Перед экипажем стояла задача – отработать схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. Однако 23 сентября судно зажало во льдах, и «Челюскин» дрейфовал около пяти месяцев. Днем 13 февраля стало понятно, что он затонет: сильным напором разорвало левый борт – от носового трюма до машинного отделения. За два часа команда организовано выгрузила на лед аварийный запас провианта, палатки, спальные мешки, стройматериал для возведения бараков, самолет и радио.

Последними судно покинули капитан Владимир Воронин и начальник экспедиции член-корреспондент АН СССР Отто Шмидт. С ними также эвакуировался завхоз Борис Могилевич, но по трагическому стечению обстоятельств он упал в воду и погиб.

Спасательная операция проводилась силами СССР. В ожидании помощи экипаж и экспедиция провели на льдине при температуре минус 40 градусов от трех недель до двух месяцев. Летчики, снимавшие людей со льдины, стали Героями Советского Союза. Среди них Анатолий Ляпидевский, обнаруживший лагерь челюскинцев 5 марта 1934 года. 

Капитан «Челюскина» Владимир Воронин, из известной династии моряков-поморов Ворониных, удостоился Ордена Красной Звезды. Сейчас его имя носит Арктический морской институт в Архангельске, улицы в Санкт-Петербурге, Беломорске, Северодвинске, Архангельске и других городах. Старший радист Эрнст Кренкель тоже получил Орден Красной Звезды.

– Знания об эвакуации очень важны для экипажей судов, – отмечают в Российском профсоюзе моряков (РПСМ). – Пример «челюскинцев» показывает, что дисциплинированность и следование правилам и рекомендациям, может спасти жизнь даже в такой экстремальной ситуации. Об этом важно помнить всем морякам, особенно тем, кто работает в суровых условиях Арктики.

↑ 

Наверх