11.02.2019

Испания подписала Кейптаунское соглашение

Испания присоединилась к Кейптаунскому соглашению 2012 года Международной морской организации (ИМО) по безопасности рыболовных судов. Это значительно увеличило число теплоходов  торгового флота стран-участников и приблизило момент вступления документа в силу.

Ратификация Соглашения должна принести большую выгоду рыболовной промышленности, но в первую очередь благоприятно отразится на рыбаках и безопасности рыболовного флота. Ожидается, что вступление Соглашения в силу уменьшит число несчастных случаев и гибели работников отрасли, и, кроме того, создаст более эффективную инфраструктуру для отслеживания и борьбы с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым рыбным промыслом.

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС) в течение многих десятилетий регулирует безопасность на судах торгового флота. СОЛАС включает и ряд правил, применимых ко всем судам – это относится к главе V о безопасности мореплавания. Однако многие положения Конвенции предусматривают исключение для рыболовного флота. Кейптаунское соглашение заполняет пробелы, существующие в международном законодательстве, и вводит необходимые правила безопасности на суда рыболовной отрасли.

– С присоединением Испании мы уже на полпути к соответствию тем критериям, которые необходимы для вступления в силу этого жизненно важного Соглашения, – заявил генеральный секретарь ИМО Китак Лим. – Я призываю все государства, являющиеся членами ИМО, последовать ее примеру. Кейптаунское соглашение должно вступить в силу: тогда существующий нормативный пробел исчезнет, и будет создан эффективный международный режим, позволяющий решить проблемы безопасности на рыболовных судах и уменьшить число смертей рыбаков – представителей одной из самых опасных в мире профессий.

Кейптаунское соглашение вступит в силу через 12 месяцев после того, как его подпишут по меньшей мере 22 государства, флот которых в совокупности превысит 3600 рыболовных судов длиной 24 метра и более, работающих в открытом море. Вместе с Испанией число государств, поддержавших Соглашение, теперь равно 11: кроме нее документ подписали Бельгия, Конго, Дания, Франция, Германия, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Сент-Китс и Невис и Южно-Африканская республика. Совокупный рыболовный флот этих стран насчитывает 1413 судов.

Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) считает, что ратификация Соглашения действительно жизненно необходима для безопасности рыбаков. Петр Осичанский, инспектор Международной федерации транспортников в России, который также представляет страну в секции рыбаков МФТ, не раз говорил о том, что на российских рыболовных судах существуют серьезные проблемы безопасности, приводящие к авариям, травмам и несчастным случаям со смертельным исходом.

Но не меньшей проблемой является и невыплата заработной платы. По этой причине огромное  число тружеников рыболовного флота ежегодно обращается к представителям РПСМ в Калининграде и Владивостоке. Эксплуатация труда работников, своеобразное современное рабство, крайне распространена в этой сфере. Исправить такое положение вещей помогла бы ратификация Россией другого, не менее важного документа – Конвенции МОТ № 188 о труде в рыболовном секторе, призванной обеспечить достойные условия труда и защитить рыбаков.  Положения этой конвенции направлены не только на безопасность и гигиену труда, но и на защиту прав работников и надлежащее оформление трудовых отношений. Ратификация Конвенции в нашей стране могла бы серьезно улучшить положение работников рыболовного флота, однако на сегодняшний день российские власти, к сожалению, не предпринимают шагов в этом направлении.

↑ 

Наверх