06.02.2019

У моряков есть право работать без рисков

Судоходство в Черном море уже давно находится в зоне пристального внимания Российского профсоюза моряков (РПСМ) и Международной федерации транспортников (МФТ), поскольку здесь наблюдается колоссальное количество правонарушений. Прежде всего, это отсутствие колдоговоров на судах, системная невыплата зарплаты экипажам и старый флот, угрожающий безопасности мореплавания. В числе других проблем – социальный демпинг и высокий уровень травматизма. О субстандартном судоходстве в Черном море, опасностях профессии моряка и плюсах коллективного договора, газете «Новороссийский рабочий» рассказал председатель Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков (ЮТО РПСМ) Николай Попов. 

Морской разбой и киднепинг

– Крупнейший форум морских работодателей IBF ежегодно устанавливает опасные и военные зоны, при прохождении которых члены экипажей могут пользоваться расширенной социальной поддержкой. С 2016 года их четыре: 12 морских миль от северного побережья Сомали и порты Йемена – зона военных действий; Аденский залив, включая 400 морских миль от северного побережья Сомали, а также Гвинейский залив, порты и внутренние водные пути Нигерии и Бенина – две зоны повышенного риска; западная часть Индийского океана – расширенная зона риска. Работая в этих регионах, моряки получают дополнительные бонусные выплаты и компенсации, кроме того они имеют право отказаться от опасного рейса, не боясь потерять место в компании, и репатриироваться за счет судовладельца, – объясняет Н. Попов.

Если человек дал согласие, то обязательно должен следовать правилам безопасности и инструкциям работодателя при прохождении зон, представляющих угрозу судну, грузу и экипажу. Сейчас теплоходы при заходе в опасные зоны, как правило, сопровождаются вооруженной охраной, нанятой судовладельцем. Кроме того, уже 10 лет в этих районах патрулируют корабли ВМФ различных стран, в том числе России. Со своей стороны моряки тоже делают все возможное, чтобы превратить судно в неприступную крепость: колючая проволока, брандспойты и бдительность круглые сутки, ведь обычно пираты маскируются под рыбаков. 

В РПСМ считают, что только присутствие международных сил в Аденском заливе сдерживает рост числа происшествий. Если в 2010 году пираты совершили 445 атак, то в 2017 – 180. Тем не менее, говорить о закате морских преступлений преждевременно: по данным Международного морского бюро (IMB) в заложниках находятся 112 моряков. По словам Николая Попова, сегодня Нигерия является самым опасным местом для судоходства. Примечательно, что, если раньше пираты были нацелены на груз, то сейчас процветает воровство людей с целью получения выкупа от судовладельца. 

Вот почему работодатель обязан уведомить моряка о том, что рейс пролегает через опасную зону, не менее чем за тридцать дней до захода в нее, или репатриировать за свой счет, если член экипажа не готов рисковать. Стоит помнить, что эти правила действуют только в том случае, если судовладелец заключил коллективный договор с морским профсоюзом, который является членской организацией МФТ.

Недобросовестные круинг и работодатель

Бизнесмены, «забывшие» заключить соглашение, – как правило, мелкие греческие, турецкие или азиатские компании. Сюда попадают через сомнительные круинги, «прописанные» в Интернете, которым даже не предъявить претензии в случае проблем. 

– Все моряки, обратившиеся в РПСМ, могут получить информацию о добросовестных судовладельцах, подписавших колдоговор МФТ, для них репутация – не пустой звук,  и тех, чья визитная карточка – обман и двойная бухгалтерия, – продолжает председатель ЮТО РПСМ. – В последние годы мы видим, что ситуация меняется в лучшую сторону и с недобросовестными фирмами удается бороться. Главный рычаг, позволяющий это делать, – Сводная конвенция о труде в морском судоходстве 2006 года (КТМС). Например, она существенно расширила полномочия портовых властей: если права моряков нарушены, в том числе невыплатой или задержкой заработной платы, они могут задержать судно до решения конфликта.

В том числе проблемы начали решаться, потому что год назад Правительство РФ приняло постановление «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами территории РФ». Ответственность круингов при найме моряков на судно под удобным» флагом, в том числе и материальная, возросла.

Перспективы работы в Черноморском регионе

Новости о брошенных судах с моряками регулярно поступают в РПСМ и инспекторат МФТ в России. Предыстория подобных проблем одинаковая: горе-бизнесмен купил старое судно, не справился с финансовой нагрузкой, задолжал снабженцам, портовым властям и экипажу, бросил теплоход вместе с людьми на произвол судьбы. Так было с паромом «Севастополь», простоявшем в Новороссийском порту три года и проданного за долги.

Бывает и так, что финал – трагический. В начале года у берегов Турции затонуло судно под панамским флагом «Волго-Балт-214». Спасти удалось не всех. Николай Попов считает, что корни у этих проблем одни: в морской бизнес приходят люди, незнакомые с его спецификой и безответственно относящиеся к морякам. Непрофессионалы уверены, что можно приобрести пару ржавых гробов и начать загребать деньги лопатой. 

Без вины виноватые

История танкера «African Pride»», задержанного в Лагосе по подозрению в контрабанде сырой нефти в 2003 году, быстро разлетелась по свету. 15 членов экипажа попали в тюрьму, где провели два с лишним года. Они содержались в ужасных условиях, многие переболели малярией. Спасали «нигерийских пленников», как их прозвали журналисты, всем миром. В первую очередь активную позицию заняли родственники моряков: жены и матери объявляли голодовку и сами ездили в Нигерию. Над спасением ребят работали МИД России, МФТ, РПСМ и многие другие организации. Возвращение моряков на Родину стало настоящим чудом: власти Нигерии сняли обвинения в контрабанде. 

Стоит вспомнить и членов экипажа арестованного судна «Primadona», которые несколько месяцев провели в греческой тюрьме по обвинению в нелегальном провозе сигарет и несанкционированном заходе в территориальные воды Греции. К вызволению экипажа подключались и Консульство РФ в стране, и МИД.

Криминализация моряков явление нечастное, но тоже реальность, в которой они иногда оказываются. Один из последних опросов среди членов экипажей на эту тему показал, что 90% из 500 респондентов переживали из-за перспективы судебных разбирательств при исполнении должностных обязанностей. Каждый десятый рассказал, что являлся непосредственным участником судебных тяжб или объектом преследования. Из этой статистики каждый третий случай был связан с гражданским иском, каждый  пятый – c морским административным или уголовным делом. Около 70% опрошенных подтвердили: страх судебного преследования оказывает непосредственное влияние на желание остаться в профессии.  

В РПСМ уверены: у моряков есть право выполнять свои обязанности без страха быть несправедливо обвиненными, без страха затонуть вместе с дырявым судном, без страха оказаться в пиратском плену, но с полной уверенностью, что работа на флоте принесет как моральное, так и материальное удовлетворение. 

На фото: Николай Попов, председатель ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх